Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Август из прима-порта. Древнеримская скульптура император август Август из прима порта сообщение

Времена римских императоров отнюдь не считаются доисторическими, так как ученым многое удалось узнать об этой эпохе благодаря памятникам литературы и артефактам. Однако в массовом сознании эта эпоха окутана тайнами, мифами и легендами. Интерес к этому времени, которое кажется таким романтическим и таинственным, не угасает: взять хотя бы число фильмов, посвященных гладиаторам, Цезарю, Антонию, Клеопатре. Кроме того, наши знания о древних римлянах еще далеко не полны — в разных уголках Европы, которая когда-то принадлежала огромной империи, ведутся раскопки, в ходе которых время от времени удается сделать интересные находки.

Так, во время раскопок, проводимых с 1993 года на территории древнеримского поселения Вальдгирмес (территория современной земли Гессен, Германия), немецкие археологи обнаружили фрагменты величественной бронзовой скульптуры. Ученые предполагают, что

найдена конная статуя римского императора Октавиана , датируемая 3-4 годом до н. э.

Октавиан Август был преемником Юлия Цезаря, очень хитрым политиком и мудрым правителем, который, по сути, заложил основы Римской империи, что подарило огромной стране 200 лет практически мирного существования.

Раскопки велись на территории в 7,5 га. Поочередно были найдены ступня всадника, очень хорошо сохранившаяся голова лошади и более мелкие фрагменты — всего более 100 частей. Артефакты были найдены в начале августа на глубине 11 м на месте старого деревянного колодца, сообщает Zeit .

Хорошо сохранившаяся голова лошади показывает высокий уровень развития искусств в разных частях Римской империи — территория Гессена тогда была отдаленной провинцией.

Из бронзы идеально отлиты ноздри, зубы, глаза животного.

Археологи опять нашли затонувший корабль у берегов Крыма

Также сохранилась фрагменты сбруи коня — декорированная уздечка и диск с изображениями бога войны Марса и богини победы Виктории; именно эти божества считались хранителями великого государства, поэтому они сопровождали изображение императора.

Во времена правления Августа Вальдгирмес был римским аванпостом, откуда управляли отдаленной провинцией. Однако в 9 г. н. э. (за пять лет до смерти Августа) вспыхнуло восстание германцев во главе с Арминием, окружившим и уничтожившим в Тевтобургском лесу три легиона вместе с командующим. После этого Августу пришлось навсегда оставить зарейнскую Германию. Ученые предполагают, что после победы германцы ритуально обезглавили статую Августа и его лошади и сбросили в колодец. Для людей того времени этот жест был очень важен — изображение императора символизировало его присутствие и власть.

Именно из-за того, что бронза провела два тысячелетия в воде и не подвергалась разрушительному окисляющему воздействию атмосферы, она так хорошо сохранилась. Археологи продолжают обработку извлеченных из колодца фрагментов, надеясь найти другие части статуи. Они полагают, что она обладает также и художественной ценностью. Ученые считают, что римские воины, уходя из Германии, должны были взять с собой статую императора, то есть то, что она осталась в руках варваров, говорит о скором бегстве римлян.

Предполагается, что реставрация головы лошади займет около двух лет, после чего она появится на специальной выставке в Гессене.

Масштабные раскопки продолжаются, и ученые надеются обнаружить и другие ценные памятники старины.

Мраморный бюст Юлия Цезаря, найденный на дне реки Рона // ancientrome.ru

Это уже вторая за последние годы громкая археологическая находка. В прошлом году французские водолазы подняли со дна Роны мраморный бюст Юлия Цезаря, который оказался самым древним из известных нам портретов императора. Археологи датируют изображение 46 г. до н. э., то есть оно было сделано за два года до гибели Цезаря. Неизвестный мастер весьма реалистично передал облик стареющего императора: на скульптурном портрете видны морщины на лбу, складки у рта, заострившиеся скулы.

Какие качества подчёркиваются в образах государственных деятелей, правителей разных эпох и стран? Какие чувства эти образы вызывают? ДОНАТЕЛЛО. СТАТУЯ КОНДОТЬЕРА ГАТТАМЕЛАТЫ. ПАДУЯ

Двор московских царей становится местом проживания многих культурно образованных православных людей. В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты. Д. Левицкий. Екатерина II Екатерина считала себя «философом на троне» и благосклонно относилась к эпохе Просвещения. При ней в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека. Она покровительствовала различным областям искусства - архитектуре, музыке, живописи.

В «Слове о погибели Русской земли» сказано: «О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси; озеры многими удивлена еси, горами крутыми, городы великими, селы дивными, храмами Божьими, - князьями грозными. . . всем ты преисполнена, земля Русская!» Эта красота веками вдохновляла наш народ. Памятники зодчества и изобразительного искусства, иконопись являются прекрасным достоянием общества. Икона. Шитье. Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати» . Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту итальянского архитектора Фиораванти перестраивается Московский Кремль.

Антонио Вивальди 1678 -1741 Концерт «Весна» из цикла «Времена года» 1 часть. «Весна грядёт!» Весна грядёт! И радостною песней Полна природа. Солнце и тепло, Журчат ручьи. И праздничные вести Зефир разносит, точно волшебство. Вдруг набегаю бархатные тучи, Как благовест звучит небесный гром. Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом. 2 часть. «Сон крестьянина» Цветов дыханье, шелест трав, Полна природа грёз. Спит пастушок за день устав, И тявкает чуть слышно пес. А. Г. Венецианов. Спящий пастушок. 1780 3 часть. «Танец-пастораль» Пастушеской волынки звук Разносится, гудящий над лугами, И нимф танцующих волшебный круг Весны расцвечен дивными лучами.

Форма - сумма приёмов, выразительных и изобразительных средств для создания образа в любом виде искусства В изобразительном искусстве форма - это очертание, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе» . А. Джакометти. Паук А. Джакометти. Кошка

Дмитровский собор Храмы - это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души. . .

ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛЮДЕЙ Ренессансное искусство раскрепощало человека от догм Средневековья Леонардо Да Винчи. Мона Лиза Леонардо Да Винчи. Витрувианский человек

ВКЛЮЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЦЕННОСТНО ОРИЕНТИРОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Искусство пробуждает чувствительность к нарушениям общественной гармонии, стимулирует социальную активность личности, ориентирует ее на приведение мира в соответствие с идеалом Сальвадор дали. Предчувствие гражданской войны

  • АВГУСТ AUGUSTUS Гай Юлий Цезарь Октавиан Август Рим, 63 до н. э. - Нола, ныне Италия, 14 н. э., Первыпримский император 27 до н. э. - 14 н. э.. Родившись в одной из самых богатых семей Рима, Октавиан получивший в 27 до н. э. титул Август был в 18 лег 45 до н. э. усыновлен Юлием Цезарем, своим двоюродным дедом. После убийства Цезаря республиканцами 15 марта 44 до н. э. Рим оказался погруженным в политическую смуту. Неспособность сената взять ситуацию под свой контроль и угрожающая реакция народа и цезарианцев в армии, оставшихся верными памяти диктатора, благоприятствовали устремлениям Марка Антония, одного из ближайших соратников Цезаря, а также Октавиана, внешне скромного и не отличавшегося красотой юноши, который, однако, без тени сомнения и твердо объявил о своих претензиях на наследование имени Цезаря до того, как сенат признал его законным наследником Цезаря, носил имя Октавий. Расчетливый и хитрый, Октавиан дал присягу в служении Республике и пошел на открытое противостояние с Марком Антонием, сторонником авторитарного правления. Октавиан при поддержке Цицерона получил от сената, с одной стороны, разрешение на вербовку собственного войска, а с другой был объявлен претором. В результате битвы при Мутине, в которой Марку Антонию было нанесено поражение, стал главнокомандующим. Тем не менее оба противника смогли преодолеть свою вражду и в октябре 43 до н. э. вместе с бывшим командующим кавалерией Цезаря Лепидом создали второй триумвират - диктатуру трех, которая обеспечила их полной властью на 5 лет для реставрации Республики. Первыми шагами триумвирата стали репрессии, направленные против противников Цезаря, и битва на Востоке при Филиппах Македо¬ния, 42 до н. э., в которой были разбиты Брут и Кассий - двое из убийц Цезаря. Обеспечив мир в 40 до н. э., триумвиры поделили империю между собой Октавиан получил западную ее часть, Марк Антоний - восточную, а Лепид - африканские владения. Италию оставили как «общую» территорию. Б следующем году самоотставка Лепида вызвала новое противостояние Октавиана и Марка Антония, которого обвинили в попытке создания независимого государства на Востоке вместе с египетской царицей Клеопатрой. Получив полномочия трибуна 39 до н. э., Октавиан начал войну против Египта и в 31 до н. э. был назначен консулом для борьбы с объединенными силами Марка Антония и Клеопатры, в результате территория Египта была присоединена к Риму, и Октавиан стал единым правителем огромной Римской державы. Несмотря на прежние планы реставрации Республики, в 27 до н. э., т. е. два года спустя после получения звания императора, Октавиан сменил свое имя на Август, что означает Возвеличенный богами, сконцентрировал в своих руках всю власть в Римской империи и установил имперский режим. В
    12 до н. э. присвоил еще и верховную религиозную власть, назвав себя Великим Понтификом Pontifex Maximus. Осознавая риск, связанный с постоянным расширением территорий империи, Август проводил внешнюю политику в чисто пацифистском стиле взяв под контроль Пиренейский п-ов 19 до н. э. и присоединив к империи Армению, объявил «римский мир», который был нарушен лишь кампанией против Германии, установившей северные границы Римской империи по берегам Рейна 4-9 н. э.. Август провел глубокую реструктуризацию административного аппарата в империи реорганизовал сенат, создал новые институты правления, видоизменил территориальную структуру империи новым делением на провинции, нормализовал положение дел в казне введением новых налогов, стимулировал строительство сеги новых дорог. После смерти Августа 19 августа 14 н. э. империя перешла в руки его приемного сына Тиберия.

    Мировая энциклопедия биографий. Т 1.М. Мир книги. 2003

    Тема Принципиат Августа

  • Добавлено: 17.11.2010
  • Автор:
  • Изображение статуи Октавиана Августа из Прима Порта есть в любом учебнике по древней истории. Скульптура была найдена 20 апреля 1863 года и сейчас хранится в Ватикане. Считается, что это самое совершенное изображение римского принцепса, но мало кто знает, что на панцире Октавиана "записана" вся его политическая программа…

    Могущество римского властителя подчеркивает богатый панцирь с многочисленными чеканными фигурами. На первый взгляд, все они сделаны на нем ради красоты. Ну а на самом деле это как раз и есть тот самый неозвученный посыл, который, ни слова не говоря, помогает воздействовать на публику как в мирное время, так и во время войны!

    Ста-туя Авгу-ста из При-мы Пор-ты, в лори-ке, была най-де-на в 1863 г. на вил-ле Ливии на Фла-ми-ни-е-вой доро-ге, око-ло При-мы Пор-ты, от кото-рой и полу-чи-ла свое наз-ва-ние. Голо-ва иден-ти-фи-ци-ру-ет фигу-ру в каче-ст-ве Авгу-ста, кото-рый изо-бра-жен в позе adlocutio: его пра-вая рука под-ня-та и наде-тый на нем пан-цирь пред-по-ла-га-ет, что он обра-ща-ет-ся к сол-да-там. Осо-бен-ный инте-рес пред-став-ля-ют рельеф-ные укра-ше-ния на пан-ци-ре. Цен-траль-ная сце-на отно-сит-ся к собы-тию, имев-ше-му место в 20 г. до н. э.: пар-фян-ский царь (Фра-ат IV?) воз-вра-ща-ет рим-ские воен-ные знач-ки, утра-чен-ные Крас-сом в 53 г. до н. э., лега-ту Авгу-ста (Тибе-рию). Весь кос-мос явля-ет-ся свиде-те-лем успе-ха Авгу-сто-вой поли-ти-ки уми-ротво-ре-ния: навер-ху Целус под-ни-ма-ет свою рас-про-стер-тую ман-тию, Сол на квад-ри-ге и, перед ним, пер-со-ни-фи-ка-ции утрен-ней зари и росы, ниже Тел-лус, рим-ская боги-ня Зем-ли; по сто-ро-нам Апол-лон, дер-жа-щий лиру, на кры-ла-том гри-фоне, и Диа-на, дер-жа-щая факел, на олене. По сто-ро-нам от цен-траль-ной сце-ны две сидя-щие жен-ские фигу-ры, пер-со-ни-фи-ка-ции про-вин-ций (Гер-ма-ния и Дал-ма-ция?). Един-ст-вен-ное укра-ше-ние на зад-ней части пан-ци-ря — схе-ма-ти-че-ское изо-бра-же-ние тро-фея. Опор-ная нога под-дер-жи-ва-ет-ся фигу-рой аму-ра вер-хом на дель-фине (намек на Вене-ру, пра-ро-ди-тель-ни-цу рода Юли-ев, к кото-ро-му при-над-ле-жал Август). Босые ноги импе-ра-то-ра соот-вет-ст-ву-ют геро-изи-ро-ван-ной трак-тов-ке субъ-ек-та (поло-же-ние ног было заим-ст-во-ва-но у Дори-фо-ра). Это копия, сде-лан-ная, веро-ят-но, для Ливии после смер-ти Авгу-ста (14 г. н. э.), с брон-зо-вой ста-туи, уста-нов-лен-ной в честь Авгу-ста вско-ре после 20 г. до н. э.

    Начнем с того, что Октавиан Август не любил титул императора, а предпочитал, чтобы его называли принцепсом - то есть первым среди равных, как это было, принято в Римской республике.
    И он действительно был первым сенатором, первым трибуном, командующим войсками и даже верховным жрецом - то есть сосредоточил в своих руках власть самого настоящего верховного правителя, не хуже иного царя! И римский народ, привыкший к демократии, отнюдь не посчитал себя этим обманутым и никаких претензий ему не высказал! Почему?
    Оказывается, случилось все это только потому, что Август сумел все представить так, что люди искренне считали, что он действует в интересах всех и каждого, а также что он свято чтит патриархальные римские традиции. Армию сократил - то есть налицо была экономия народных денег, ввел налог на роскошь - опять же похвальная экономия, деньги от которой пошли на гладиаторские бои, ужесточил наказания для проворовавшихся чиновников - совсем хорошо.
    Так чего же еще нужно было римским гражданам?! Вот только одно было плохо: при всех этих достоинствах умелого правителя Август ни лицом, ни фигурой на античного героя нисколько не походил. А был невысок ростом, прихрамывал, и вдобавок часто мерз, так что носил иногда по несколько туник сразу. Понятно, что если бы он был бы таким изображен в мраморе, то вряд ли бы произвел впечатление на своих сограждан.
    Однако в статуе из Прима-Порта он предстает перед нами в образе прекрасного полубога, и хотя сама статуя, естественно, даром речи не обладала, именно являющийся ее частью панцирь полководца являлся для людей того времени важнейшим источником «тайной» информации!

    1. Август изображен во время произнесения речи перед солдатами.
    О первом говорит его правая вытянутая рука, о втором - панцирь полководца.

    2. Верхнюю часть панциря украшает изображение Гелиоса.
    Бог Солнца знал все о людских делах и мог наказывать преступников, насылая на них слепоту, поэтому его часто призывали в свидетели клятв и обещаний как гаранта честности сторон. На панцире Августа Гелиос изображен, дабы ручаться за чистоту помыслов принцепса.

    3. Ниже изображены сестры Гелиоса:
    восходящая Аврора - богиня утренней зари, едущая в колеснице, и ее сестра - нисходящая Селена, богиня Луны. Появление утреннего света и отступление ночи символизируют вечное процветание Римской империи.

    4. Центральная композиция панциря: бог войны Марс,
    сопровождаемый волком (своим священным животным), принимает от парфянина знак отличия римского легиона - серебряного орла на древке. Этот знак достался Парфии после победы над римлянами при Каррах (53 г. до н.э.) Возвращение знака - плод дипломатической победы императора.

    5. По бокам расположены аллегорические изображения покоренных Испании и Германии.
    При Августе в этих провинциях был одержан ряд побед над местными племенами.

    6. На правом боку панциря изображен Аполлон верхом на грифоне.
    По легенде, бог прорицателей считался отцом Августа. Он вступил в связь с его матерью, Атией Бальбой (85 - 43 гг. до н.э.), когда та спала. Истинным отцом Октавиана был сенатор Гай Октавий (около 101 - 59 гг. до н.э.). Легенда о происхождении Октавиана появилась в подражание аналогичной легенде об Александре Македонском.

    7. На левом боку изображена Диана с ланью,
    считавшаяся покровительницей римского демоса, соблюдение интересов которого Август провозгласил основой своей внутренней политики. Он виртуозно управлял народом, удовлетворяя его неиссякающую потребность в хлебе и зрелищах.

    8. В самом низу панциря находится изображение богини земли и плодородия Теллус с рогом изобилия,
    символизируя процветание, которое принес Август римскому народу.

    9. Хотя Октавиан, как и любой римский император, никогда не выходил к войскам босым, скульптор изобразил его по греческой традиции без сандалий словно мифологического или исторического героя, поскольку принцепс всегда хотел, чтобы его воспринимали как второго Александра Македонского.

    10. Амур и дельфин - атрибуты Венеры.
    Эта богиня считалась покровительницей династии Юлиев, к которой принадлежал Октавиан. А дельфин напоминал, что богиня родилась из морской пены.

    11. Вероятно, в левой руке Августа первоначально было копье -
    еще один символ героя. В эпоху Возрождения его заменили скипетром - знаком императорской власти.

    Понятно, что людям нашего времени все эти присутствующие на его статуе детали мало что могут сказать, потому, что знатоков древней истории среди тех, кто её рассматривает, не так уж и много.
    Однако, в то время любому римлянину было достаточно всего лишь бросить на неё беглый взгляд, чтобы убедиться: да, Октавиан Август и в самом деле - фигура божественная, а все, что он делает - полезно для общества и хорошо для каждого.

    Статуя Августа из Примы Порты.(Древнеримский скульптурный портрет)

    Неизвестный римский скульптор

    Высота 202 см.

    Последняя четв. I в. до н. э.

    Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло.

    · Более чем двухметровая статуя Августа, найденная в 1863 году на вилле Ливии, жены императора Августа. Вилла была обнаружена недалеко от Рима на Фламиниевой дороге в районе Прима-Порта.

    · Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство. Весьма вероятно, что по античной традиции она была полихромной.

    · Облик Августа идеализирован в соответствии с канонами классической красоты.

    · Голова идентифицирует фигуру в качестве Августа, который изображен в позе adlocutio: его правая рука поднята и надетый на нем панцирь предполагает, что он обращается к солдатам. Особенный интерес представляют рельефные украшения на панцире:

    Центральная сцена относится к событию, имевшему место в 20 г. до н. э.: парфянский царь (Фраат IV) возвращает римские военные значки, утраченные Крассом в 53 г. до н. э., легату Августа (Тиберию). Весь космос является свидетелем успеха Августовой политики умиротворения: наверху Целус поднимает свою распростертую мантию, Сол на квадриге и, перед ним, персонификации утренней зари и росы, ниже Теллус, римская богиня Земли; по сторонам Аполлон, держащий лиру, на крылатом грифоне, и Диана, держащая факел, на олене. По сторонам от центральной сцены две сидящие женские фигуры, персонификации провинций (Германия и Далмация). Единственное украшение на задней части панциря - схематическое изображение трофея. Опорная нога поддерживается фигурой амура верхом на дельфине (намек на Венеру, прародительницу рода Юлиев, к которому принадлежал Август). Босые ноги императора соответствуют героизированной трактовке субъекта (положение ног было заимствовано у Дорифора).

    · Подпорку, необходимую для многих мраморных статуй, скульптор сделал в виде Амура, сидящего на дельфине. Амур и дельфин являются символами богини Венеры, от нее вел свое происхождение род Юлиев, к которому принадлежал Август. (Октавиа́н А́вгуст – внучатый племянник Цезаря, усыновлённый им по завещанию).Введение в композицию этих изображений подчеркивало его божественное происхождение.

    · В настоящее время изваяние хранится в ватиканском музее Кьярамонти.

    23. Алтарь Агенобарба. Характеристика произведения.



    Рельефы алтаря Гнея Домиция Агенобарба.

    Жеpтвопpиношение пеpед цензом.

    Моpские божества из свадебного поезда Нептуна и Амфитpиты.

    Свадебный поезд Нептуна и Амфитpиты

    115-100 гг. до н.э.

    Лувр. Париж

    Государственное античное собрание, Мюнхен

    · Долгое вpемя пpедполагалось, что алтаpь, сооpуженный в Риме пеpед хpамом Нептуна, постpоенным цензоpом Гнеем Домицием Агенобаpбом (победителем Домиция Кальвина в сpажении пpи Бpундизии в 42 г. до н.э.), датиpуется 35-32 гг. до н.э. В хpаме, как сообщает Плиний Стаpший, находилась скульптуpная гpуппа, изобpажающая моpских существ, тpитонов и неpеид, pаботы знаменитого гpеческого скульптоpа Скопаса. Пеpед хpамом согласно pимской тpадиции был сооpужен алтаpь, котоpому и пpинадлежали пpедставленные pельефы, обнаpуженные в pуинах постpоенного здесь позднее Палаццо ди Санта Кpоче (Двоpец Святого Кpеста). Тpи pельефа алтаpя попали в Мюнхенскую Глиптотеку, четвеpтый - в Лувp. Немецкий ученый Адольф Фуpтвенглеp отнес мюнхенские и паpижский pельефы к декоpу алтаpя Домиция Агенобаpба.

    · На тpех стоpонах алтаpя пpедставлены сцены с изобpажениями моpских божеств, четвеpтая же укpашена pельефом со сценой жеpтвопpиношения пеpед цензом, тематически и стилистически абсолютно выпадающей из контекста пpедыдущих. В последнее вpемя на основании анализа стиля изобpажений пpедполагается, что памятник относится к более pаннему вpемени, сочетая в себе две pазличные стилистические тенденции.

    · Жертвоприношение перед цензом

    На pельефе, в несколько суховатой и пpоизачески точной манеpе, пpедставлена сцена жеpтвопpиношения пеpед цензом. Цензом называлась запись имущества pимских гpаждан, pезультаты котоpой опpеделяли их участие в войске и пpаво голосования в наpодном собpании. Цензоp ведет запись на покpытых воском табличках, к нему напpавляются гpаждане, дающие показания, пеpед началом ценза совеpшают жеpтвопpиношение богам.

    В центpальной части pельефа изобpажен алтаpь, слева от котоpого в величественной позе, напоминающей статуи бога войны Маpса, стоит полководец, в котоpом pанее видели Домиция Агенобаpба; рядом с ним жpецы и их помощники, игpающие на музыкальных инстpументах. Взоp военачальника обpащен в стоpону пpоцессии жеpтвенных животных - suovetaurilia, пpиносимых обычно в искупительную жеpтву пеpед началом или после окончания военной кампании. Пpедписанный pитуалом поpядок пpинесения животных в жеpтву: вначале свинья, затем овца, наконец - бык, здесь полностью изменен: пеpвым изобpажен бык; веpоятно это сделано ради сохpанения композиционной целостности pельефа. (сp. изобpажение жеpтвенных животных на пpедставленном в зале pельефе с Фоpума Тpаяна). Жеpтвенную цеpемонию в обоих концах pельефа замыкают гpуппы воины.

    · Свадебный поезд Нептуна и Амфитpиты

    Центpальная гpуппа pельефа изобpажает бога моpя Посейдона и его супругу Амфитpиту, сидящих в колеснице, запpяженной тpитоном, мифическим существом, пpотома (пеpедняя часть) котоpого изобpажена в виде головы и туловища юноши, весело тpубящего в pог, посаженного на тело моpского змея. Пpедполагается, что мастеp pельефов с изобpажением моpских божеств и свадебного поезда Посейдона и Амфитpиты если и не был гpеком, то, по кpайне меpе, был достаточно хоpошо знаком с эллинистическими pельефами Гpеции и Малой Азии и, возможно, обучался в одной из гpеческих мастеpских.

    24. Колизней. Общая характеристика.

    · Колизей (от лат. colosseus - громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) - амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени (одновременно являлся и цирком, и театром, и стадионом).

    · Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев

    · Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

    · Эллиптический в плане (размеры в главных осях около 1 56Х 188 м) и грандиозный по высоте (48,5 м), он вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане сооружение расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Между тремя внешними рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей. Система лестниц связывала галереи с равномерно расположенными в воронке амфитеатра выходами и наружными входами в здание, устроенными по всему периметру.

    · Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Наружная стена сложена из травертиновых квадров); в верхней части она состоит из двух слоев: внутреннего из бетона и внешнего из травертина. Для облицовочных и прочих декоративных работ широко использовался мрамор и стук.

    · С большим пониманием свойств и работы материала зодчие сочетали различные породы камня и составы бетона. В элементах, испытывающих наибольшие напряжения (в столбах, продольных арках и пр.), применен самый прочный материал.- травертин; радиальные стены из туфа облицованы кирпичом и частично разгружены кирпичными арками; наклонный бетонный свод в целях облегчения веса имеет в качестве заполнителя легкую пемзу. Кирпичные арки различной конструкции пронизывают толщу бетона как в сводах, так и в радиальных стенах. "Каркасная" структура Колизея была функционально целесообразной, обеспечила освещение внутренних галерей, проходов и лестниц, экономна по затрате материалов.

    · Колизей дает также первый известный в истории пример смелого решени я тентовых конструкций в виде периодически устраиваемого покрытия. На стене четвертого яруса сохранились кронштейны, служившие опорами для стержней, к которым с помощью канатов крепился гигантский шелковый тент, защищавший зрителей от палящих лучей солнца.

    · Внешний облик Колизея монументален благодаря огромным размерам и единству пластической разработки стены в виде многоярусной ордернойаркады . Если посмотреть на Колизей снаружи, то можно увидеть, что он состоит как бы из четырех этажей. Три первых этажа на фасаде представляют собой сплошные ряды окон-арок с закругленным верхом. На втором и третьем этажах между арками-окнами располагались скульптуры римских воинов. Таким образом, этот амфитеатр имел 240 арок. Следует заметить, что в 80 арках первого этажа скульптур не было вообще, так как через эти арки зрители проходили внутрь Колизея.

    · Кроме того, между окнами по фасаду на всех трех этажах были установлены колонны с капителями). На первом этаже колонны исполнены в дорическом стиле, на втором - в ионическом, а на третьем - в коринфском стиле.

    25. Колонна Трояна. Общая характеристика.

    · Колонна Траяна - колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками.

    · Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день.

    · В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

    · Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками (101-102 и 105-106 годов). Секции, посвящённые войнам, разделены изображением фигуры крылатой Победы, пишущей на щите, окружённом трофеями, имя победителя. Изображаются в основном действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь - женщина с закрытым покрывалом лицом, и др.

    · Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов - как римлян, так и даков того времени. Перспективой же скульпторы сознательно пожертвовали для достижения большей информативности. Детали пейзажа, крепостные стены даны вне масштаба. Близкие и дальние человеческие фигуры имеют одинаковую четкость и размеры и расположены одна над другой.

    26.Панеон. Общая характеристика

    · Пантео́н (др.-греч. πάνθειον - храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντες - все и θεός - бог) - «храм всех богов» в Риме,

    памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.

    · Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda).

    · Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. Предполагают, что в древности поверхность купола украшали розетки или звезды, однако документальных подтверждений этому нет. К основному объему храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскими колоннами. Кольцевой аттик отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола, на которой расположены пять рядов квадратных кессонов. Через круглое отверстие в своде диаметром 9 метров в храм проникает дневной свет.

    · Изнутри Пантеон отделан охристо-коричневыми полихромными мраморами с редким введением белого мрамора. Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась - во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма.

    · В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

    · Одна из особенностей Пантеона - отверстие в крыше. В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб (ориентация на юг). Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.

    27.Характеристика конного памятника Марка Аврелия

    Конная статуя Марка Аврелия.

    Бронза. 160-170-е гг.

    Рим, Капитолийские музеи.

    · Бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Палаццо Нуово Капитолийских музеев.

    · Первоначально она была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. В XII веке ее перенесли на площадь Латерана. В 1538 году Микеланджело поместил ее на Капитолии.

    · Статуя очень проста по замыслу и композиции. Монументальный характер произведения и жест оратора, которым император обращается к войску, говорит о том, что это триумфальный памятник, воздвигнутый по случаю победы*. Вместе с тем Марк Аврелий изображен как философ-мыслитель. На нем туника, короткий плащ, на обнаженных ногах - сандалии.

    · Лицо Марка Аврелия, несомненно, индивидуальное, с немного выступающими скулами и выпуклыми глазами, несколько идеализировано. Густые вьющиеся волосы и довольно длинная борода даны глубоко врезанными, крупными завитками. Голова слегка наклонена вперед, губы плотно сжаты. Глаза, как и на других портретах, полуприкрыты верхними веками.

    · Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.

    · В два раза превышает натуральную величину.

    28. Арка Тита. Характеристика памятника.

    Страна - Италия

    Город - Рим

    Дата постройки - 81 год

    · Триумфальная арка Тита (итал. Arco di Tito) - однопролётная арка, расположенная на древней Священной дороге (Via Sacra) к юго-востоку от Римского форума. Построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э.

    · Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.

    · Существовала также другая, трёхпролётная арка Тита, воздвигнутая Сенатом в 81 году н. э. в восточной оконечности ипподрома Циркус Максимус.

    · Высота монумента составляет 15,4 м, ширина 13,5 м, глубина пролёта 4,75 м, ширина пролёта - 5,33 м. Выстроен из пентельского мрамора, добываемого в Аттике.

    · Полуколонны, которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера. В углах возле пролёта арки высечены четыре крылатых Виктории. Внутри пролёта находятся два барельефа: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме (особенно выделяется менора), и император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге также находилась на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась. На софите находится барельеф с изображением апофеоза (обретения божественной сущности) императора.

    · Героем для постройки арки стал император Тит. В ходе Иудейской войны 66-70 годов ему удалось захватить Иерусалим. Правда, строительство было завершено после смерти императора в 81 году при Домициане. Находясь на возвышенности, ее белый облик отлично сочетается с цветом неба. Интересно подобраны и просмотры через арку - с одной стороны виден Колизей, с другой стороны открывается вид на Римский форум.

    · В средние века часть триумфальной арки императора Тита в Риме подвергается разрушению. Реставрацию монумента по инициативе папы Пия VII провели в 1821 году. Новая часть арки была достроена уже не из мрамора, а из травертина. Также реставрация дополнила арку еще одной надписью, подтверждающей проведение работ Пием VII.

    29.Колонна Адриана. Характеристика произведения.

    30.Арка Константина. Характеристика произведения.

    Страна: Италия

    Город: Рим

    Строительство: 312-315 годы

    · Триумфальная арка Константина (лат. Arcus Constantini, итал. Arco di Costantino) - трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis.

    · Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года.

    · Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов (сполии).

    · Это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.

    · Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м.

    · Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором.

    Декор

    Предложено три объяснения, почему для декорирования арки использовались снятые с других сооружений элементы:

    1. Искусство Римской империи IV века н. э. находилось в состоянии упадка, навыки, необходимые для создания триумфальной арки, достойно смотревшейся бы в одном ряду со старыми, были утрачены. Эта версия была наиболее популярной некоторое время назад, однако сейчас происходит признание своеобразия искусства поздней Античности и его высокой ценности, в связи с чем данная точка зрения теряет позиции.

    2. Создатели монумента были поставлены в узкие временные рамки: начало работ относится не ранее чем к концу 312 года, а завершение - к лету 315.

    3. Использование элементов декора времён Траяна, Адриана и Марка Аврелия имело символическое значение: таким образом Константин вводился в круг «хороших императоров».

    Аттик (декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом)

    · На аттике попарно расположены 8 барельефов, снятые с неизвестного памятника эпохи Марка Аврелия (161-180), вероятно триумфального монумента в честь войны с сарматами (169-175).

    · По северной стороне слева направо изображаются: возвращение императора в Рим из военного похода, император покидает город и приветствуется персонифицированной Via Flaminia, император раздаёт деньги народу, император допрашивает пленного германца.

    · По южной стороне (также слева направо): перед императором предстаёт германский вождь, другие пленники, император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка. На барельефе с раздачей денег народу остались следы удалённой фигуры сына Марка Аврелия Коммода.

    · На вершине каждой колонны находятся фигуры даков(группа фракийских племён. Центральная область расселения даков располагалась севернее нижнего течения Дуная (на территории современной Румынии и Молдавии), взятые, вероятно с форума Траяна. Оттуда же, либо из казарм императорской конной гвардии, происходят барельефы с боковых стен аттика арки и из центрального пролёта, изображающие празднование победы над даками.

    Основная часть

    · 8 коринфских колонн (по 4 с каждой стороны) выполнены из нумидийского жёлтого мрамора.

    · Основания колонн украшают рельефы с изображением Виктории (лицевая сторона), римских солдат и пленных варваров (боковые стороны), Виктория изображена также в пазухах свода главного пролёта. Все эти рельефы относятся ко времени Константина.

    · Над боковыми арками расположены пары медальонов 2-метрового диаметра эпохи Адриана.

    По северной стороне слева направо на них изображаются: охота на вепря, принесение жертвы Аполлону, охота на льва, принесение жертвы Геркулесу,

    по южной (также слева направо): выезд на охоту, принесение жертвы Сильване, охота на медведя, принесение жертвы Диане. Головы Адриана заменены в сценах охоты на северной стороне на Константина, в сценах жертвоприношений: на Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот.

    С боковых сторон арки на аналогичных медальонах уже времени Константина изображены божества Солнца (с восточной стороны) и Луны (с западной) на колесницах.

    · При Константине также был создан рельефный фриз(декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения ), иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается с восточной стороны отбытием из Милана, продолжается на южной сценами из военной кампании. На западной стороне помещён въезд Константина в Рим, на северной - выступления перед народом и раздачи денег.

    «История искусства стран Западной Европы средних веков»

    1.Особенности развития раннехристианского искусства.

    Основные типы храмов раннехристианского искусства.

    Система декорирования храмов.

    Раннехристианское искусство - период искусства в истории, от возникновения христианства и признания христианства государственной религией Константином I Великим в Римской империи (в 313 году) до формирования византийского искусства в VI-VII веках.

    В 323 г. н. э. Константин Великий принял судьбоносное решение, последствия которого ощущаются по сей день - он повелел перенести столицу империи в греческий город Византии, известный после этого как Константинополь (ныне Стамбул).

    Император предпринял такой шаг осознавая рост стратегического и экономического значения восточных провинций. Перенос столицы был также связан с тем, что отныне основанием и краеугольным камнем империи должно было стать христианство.

    Константин едва ли смог бы предвидеть, что такое изменение местопребывания императора приведет к расколу всего государства . Однако не прошло и ста лет, как раздел империи стал свершившимся фактом, хотя императоры, правившие в Константинополе, не спешили расстаться с притязаниями на западные провинции. Последние, управляемые императорами Западной Римской империи, вскоре были захвачены вторгшимися германскими племенами. К концу VI в. на ее территории исчезли последние остатки власти римлян. Восточная империя, впоследствии получившая название Византийской, выдержала удары варваров, а при императоре Юстиниане (527-565) стала опять могущественной и стабильной.

    Раздел империи вскоре повлек за собой и религиозный раскол. Во времена Константина римский епископ, или, как его называли римский папа, был общепризнанным главой всех христиан; влияние его кафедры было следствием авторитета ее основателя, Св. апостола Петра. Однако различия между восточным и западным христианством постепенно накапливались, углублялись, а когда возникли расхождения в доктрине, то разрыв между католицизмом и православием, возглавляемый римским папой и константинопольским патриархом, стал неизбежен. Разногласия являлись действительно глубокими.

    Католическая церковь к тому времени была независима от какой бы то ни было государственной власти; в соответствии со своей идеологией всемирной церкви она превратилась в наднациональный институт.Православная же церковь основывалась на союзе светской и духовной властей, представляемых императором и патриархом, причем первый назначал второго. Здесь видно продолжение имевшей место еще в Древнем Египте и на Ближнем Востоке традиции сакральной царской власти, но в христианской адаптации. Византийские императоры в отличие от своих предшественников-язычников не могли притязать на статус богов, но они приняли на себя роль главы как церкви, так и государства.

    Термин «раннехристианское искусство» строго говоря относится не к определенному стилю, а к любому произведению искусства в области христианской культуры, созданному до разделения церквей, или, примерно, к первым пяти векам нашей эры.

    Термин «византийское искусство», с другой стороны, обозначает не только искусство восточной части Римской империи, но и специфический стиль. Поскольку этот стиль вырос из определенных тенденций, возникновение которых можно отнести к правлению Константина и даже более раннему времени, то очевидно, что четких различий между раннехристианским и византийскимискусством не существует . Так, правление Юстиниана называют первым «золотым веком» византийского искусства. Однако, созданные на средства казны памятники, особенно находящиеся в Италии, можно рассматривать в зависимости от точки зрения как раннехристианские, либо как византийские.

    Пройдет немного времени, и политико-религиозные расхождения между Востоком и Западом породят также художественные различия. В Западной Европе кельтские и германские народы выступят в роли наследников позднеантичной цивилизации, частью которой является раннехристианское искусство, и трансформируют его в искусство средневековое. Напротив, Восток не испытает подобного перелома. В Византии поздняя античность проживет еще долгую жизнь, только греческие и восточные элементы выступят на передний план за счет уменьшения значения собственно римского наследия. Поэтому византийская цивилизация так никогда и не станет в полном смысле средневековой.

    Вплоть до правления Константина Великого мало что можно с уверенностью сказать о христианском искусстве. Единственным достаточно полным источником соответствующих сведений служат росписи римских катакомб, где находятся захоронения ранних христиан. Но это, по-видимому, лишь одна из существовавших в то время разновидностей христианского искусства. Тогда Рим еще не был главным центром христианства. В больших городах Северной Африки и Ближнего Востока, таких как Александрия и Антиохия, существовали более старые и многочисленные христианские общины. Возможно, там христианское искусство развивалось в русле иных художественных традиций, но от него мало что сохранилось. Если нехватка материалов по восточным провинциям Римской империи мешает проследить тенденции развития христианского искусства в раннюю пору его существования, то сохранившаяся катакомбная живопись достаточно полно рассказывает нам о духовной жизни создавших ее общин.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Как и когда можно вводить в прикорм ячневую кашу
    Рецепты при грудном вскармливании
    Можно ли курицу кормящей маме