Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Загадки, которые мучают человечество не одну сотню лет! Не одну сотню лет ходят по нижегородской земле сказки о русалках Каменный шар в Боснии.

Эту красивую, нежную и чудесную серенаду любви пытался переделать под песню
для мужского исполнения в 2011году с разрешения Н. Маржан тут
Не получилось. И вот вновь вернулся к этим стихам.
Что-то вроде получилось.

Стихи Н. Маржан

Я искала тебя не одну сотню лет
И в глазах незнакомых прохожих
Я увидеть старалась твой искренний свет.
Я надеюсь, ты тоже...
http://www.stihi.ru/2006/04/02-408
*-*-*

Я искал тебя не одну сотню лет,
И в глазах незнакомых прохожих.
Увидеть старался твой искренний свет.
Надеюсь, встречи искала ты тоже.

Припев
Обвенчает судьба с тобой навсегда,
Разорвать узы счастья не сможет.
"Вы согласны?" - спросишь. Отвечу ей "Да"...
Надеюсь, согласишься ты тоже.

Вселилась в душе серой плесенью грусть,
Прижилась, сердце болью тревожа.
Я увижу тебя, тайком оглянусь,
Надеюсь, ты оглянешься тоже.

Ах, милая, что ты сделала со мной,
Становлюсь я как будто моложе.
Растворюсь в тебе теплотой неземной.
Надеюсь, растворишься ты тоже.

Каждый взгляд и жест с упоеньем ловлю,
Человека нет в мире дороже!
Люблю тебя, слышишь?! О, как я люблю!
Надеюсь, меня ты любишь тоже.

Читаю тебя, словно стих, наизусть.
Страсть волною по бархатной коже.
В объятьях любви ранним утром проснусь,
Надеюсь ко мне прильнешь ты тоже.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Не одну сотню лет ходят по нижегородской земле сказки, предания и рассказы о русалках. Однако истинные хозяйки вод в нашем крае – вовсе не русалки, потому что согласно древней мифологии коренного населения края, поволжских финнов – эрзи, мокши и исчезнувших на сей день терюхан, в каждом водоеме юга Нижегородской области живет мордовская владычица вод – Ведява.

Этот случай произошел в эрзянском селе Акузово Сергачского района. О нем мне рассказала пожилая знахарка Зоя Семеновна Сорокина. Было это после войны. Шла ее крестная вдоль берега Пьяны. Глядит, на высоком берегу сидит нагая женщина и волосы гребнем расчесывает. Лица ее не видать, а волосы длинные-предлинные. Хотела было подойти любопытная крестная к женщине, однако та, завидя ее, вдруг вскочила, громко захохотала и спрыгнула с высокого обрыва в омут. А всплеск был таков, что вода вышла из берегов. Только тогда поняла баба, что не смертная женщина это была вовсе, а эрзянская богиня, дух вод – Ведява.

И действительно, мордовское языческое божество – дух вод – Ведь-ава ("ведь" – вода, "ава" – мать, женщина) в религиозных верованиях мордовского народа представляется как высокая, красивая, обнаженная женщина, сидящая около водоема и расчесывающая гребнем длинные русые, белые или зеленые волосы. У соседних марийцев тоже есть аналогичный персонаж – Вуд-ава. В отличие от славянской утопленницы с рыбьим хвостом – русалки, Ведява представляется с ногами и имеет более привилегированный – божественный статус.

Кстати, вместе с ней в легендах живет седобородый мужской дух Ведь-атя – водяной-старик, который считается мужем женского божества. Тем не менее главенствующая роль в мордовской мифологии отводится именно женским божествам, а все потому, что архаичные верования в эти божества возникли в эпоху матриархата.

Обширные этнографические материалы эрзи, мокши и терюхан свидетельствуют, что человек отождествлял богов и духов с теми природными объектами, которые, в первую очередь, пользовались почитанием у него самого. А одной из самых необходимых и в то же время опасных сред в жизни людей, конечно же, была вода. С глубокой древности эта стихия пугала людей. Кроме того, что они ежечасно могли утонуть, разливами смывало плотины, сносило и подтапливало мельницы, дома, заливало дождями посевы земледельцев. И наоборот, вода была необходима человеку для жизни, хозяйства, земледелия и промысла: люди ловили рыбу, охотились на бобра, водоплавающую птицу. Именно поэтому особым почитанием пользовался культ духа – покровительницы воды.

Нравом строгим отличалась…

Зачастую в преданиях, сказках, песнях, быличках эрзян и мокшан Ведява описывается как вредоносный, опасный, злобный дух, случайная встреча с которым сулит людям большие неприятности, а нередко – и скорую смерть. В этих рассказах властная покровительница воды выступает как неизбежная карающая сила или как злой дух, пророчащий смертным огромные несчастья. Согласно воле Ведявы умирают взрослые и дети, гибнет домашний скот, приходят в упадок домашнее хозяйство и лесные промыслы. Неотвратимые наказания мордовской водной владычицы распространялись на людей, нарушивших древние заповеди. Так, согласно традиционным религиозным представлениям мордвы и других поволжских финнов, людям запрещалось стирать в водоемах со стоячей водой (в озерах и прудах), рубить близко стоящие к водоемам деревья, допускать попадание грязи в священные источники и уличные колодцы.

Считалось, что Ведява и ее муж Ведятя живут в глубоких омутах и могут утопить человека: согласно мокшанским, эрзянским и терюханским верованиям, они забирают на дно ровно столько людей, сколько им надобно. Еще совсем недавно духом воды пугали детей: "Смотрите не ходите купаться, а то вас Ведява на дно утащит".

Правда, иногда водные духи якобы щадили людей, которых топили, выталкивая бедняг на берег своими холодными руками. Поэтому если тонущий человек все же оставался жив, он тот час был обязан раскланяться водным божествам, а после отблагодарить их деньгами – 5 или 10 копейками, а еще пшеном и хмелем для изготовления "пуре" – мордовского национального алкогольного напитка, приготовленного на основе меда и перги. "Они (духи воды – Авт.) уж больно бражке рады и вину тоже", – рассказывают местные старожилы. Если же каким-то образом на берег выплывала тонущая молодая девушка, она также благодарила Ведяву – бросала в реку или озеро или кольцо, или платок, или сережки.

О случае чудесного спасения утопающего мне рассказала все та же Зоя Сорокина. По ее словам, пошел как-то вечером парень из ее земляков порыбачить на реку Пьяну. Да вот беда – был он выпивши, а потому оступился, упал в глубокий бурлящий омут и стал тонуть. Только начнет бедняга выплывать на поверхность, чуточку глотнет воздуха, да не тут-то было, чьи-то цепкие холодные руки снова тянут его в речную пучину. Когда же неведомая хватка ослабла, парень что есть силы оттолкнулся от вязкого дна и, выплыв на речную поверхность, стал гневно браниться. Его проклятья были настолько страшны, что невидимое существо испугалось и уплыло прочь.

Необычную историю мне рассказала мокшанка из Саранска – Марина Агеева – корреспондент национальной радиопрограммы. Ей поведал об этом дядя, Николай Сяткин из мокшанского села Атюрьево. "Утонул там, в речке, маленький ребенок. Мужики все дно обшарили. Ну, нет, нигде не могут тело найти. Тогда мать утопшего ребенка пришла на берег с чашкой, в которой была жертвенная пища – домашний ржаной хлеб и воткнутая в него свеча. Помолилась Ведень Кирди – Ведяте (держателю, хозяину воды – старику водяному) и Ведень Кирди – Ведяве (хозяйке воды). А напоследок женщина и говорит: "Раз вы уж забрали душу ребенка, то верните нам хотя бы тело, чтобы похоронить по-человечески". И пустила чашу в воду. Та поплавала-поплавала, покружилась-покружилась, да у бережка и утонула. Там и нашлось тело".

…И водицы не жалела

Среди мордвы ходили и другие поверья. Мол, Ведява может не только утопить человека, но и наслать на него тяжкие болезни, любой недуг. Считалось, что посланные людям Ведявой болезни и страдания не вылечит никто: человек перекупался, упал в воду, провалился под лед, простыл… Или долгое время после свадьбы молодые не могли зачать дитя, и тогда бедные женщины шли на берега источников и совершали там таинственные моления, обращаясь к водной владычице с просьбами о ниспослании им "чадородия".

А некогда Ведява считалась богиней плодородия. И водой, взятой из ее чертогов, земледельцы орошали поля, значит, лишь у нее одной следовало просить дождя в засуху. Но если в русских селениях Нижегородского края прошение о дожде проходило с обязательным шествием вокруг села крестного хода, во главе которого селяне, а зачастую и священники, несли православные иконы, то будучи уже давно православной мордва предпочитала проводить "моление о дожде" совсем иначе. Хотя в ее языческих молянах прослеживалось и множество православных мотивов.

В засушливые годы мокшанские и эрзянские земледельцы-садоводы-огородники, как и в былую старину, обращались к водным духам, выспрашивая у них дождя.

Дмитрий КАРАБЕЛЬНИКОВ, краевед. Фото obozrevatel.ua.

Между тем

У засечной черты, на исконной реке
Я купалась, держа камышинку в руке.
Заводь всю всполошив, громким смехом звеня,
Я плыла нагишом среди белого дня.
Путник, мимо прошедший, Ведявой назвал,
Быстро шагу прибавил и в чаще пропал.
Я осталась шалить на прекрасной реке,
Певшей песни на диком степном языке.

Юлия МАТРОСОВА (Нижний Новгород).

Язык и до дождя доведет
Местом проведения уникального ритуала в селе Акузово являлось местное кладбище. Знахарка уверила, что в последний раз этот обряд они проводила в 1990-е годы. Кроме нее участницами ритуала были еще около десяти эрзянок. Женщины заходили по грудь в реку Пиянлей – Пьяну, набирали из нее в рот воды и шли на кладбище. Весь путь нужно было пройти молча, не оборачиваясь и ни в коем случае не расплескать воду изо рта. Если у кого-нибудь из них она расплескивалась, обряд требовалось начинать сначала. На кладбище женщины выплевывали воду на надгробный памятник с православным крестом старших предков-охранителей погоста со словами (по-эрзянски): "Родители праведные, мы вам пить принесли, вы нас спасайте, молитесь за нас…". Скорее всего, на первоначальных этапах данного обряда в этой магической цепочке участвовала мордовская богиня вод Ведява. И именно таким образом посредством передачи информации через своих умерших предков эрзяне обращались к богине с просьбами о дожде.

Препарат АСД является жидкостью, приготовленной по особой методике из тканей животных. Состав лечебных фракций АСД-2 и АСД-3 неизменен, и они всегда востребованы. При лечении препаратом АСД необходимо учитывать характер заболевания, общее состояние и возраст больного, а также стадию развития болезни.

Рекомендуемые дозы приема такие: от 20 лет и старше - 80-200 капель, растворенных в 40-100 мл воды; от 15 до 20 лет - 20-40 капель в 10-20 мл воды; от 5 до15 лет - 8-28 капель в 5-15 мл воды; от 1 года до 5 лет - 8-20 капель в 5 мл воды; до 1 года - 2-4 капли препарата АСД растворяют в 3-5 мл воды. Весь период лечения категорически запрещается употреблять алкоголь.

Кожные заболевания лечат одновременно препаратами АСД-2 и АСД-3. Фракцию 2 принимают утром натощак за 40 минут до еды в дозировках, указанных выше. Растворять в кипяченой воде комнатной температуры. Препарат АСД-2 принимают 5 дней подряд, потом делают на 2-3 дня перерыв, затем пятидневный прием фракции повторяют. И так с перерывами принимают препарат до полного исчезновения кожного поражения. Одновременно болезненные участки кожи смазывают препаратом АСД-3. После смазывания прикрывают пергаментной бумагой, затем накладывают толстый слой ваты и забинтовывают. Очень часто возникает обострение болезни, проявляющееся небольшим покраснением и зудом тела. В таких случаях применение препарата АСД-3 прекращают на 1-2 дня, а затем снова смазывают им кожу. Во время лечения противопоказано контактировать с раздражающими кожу веществами (бензин, скипидар, керосин и т.д.), а также нежелательно пораженные болезнью участки мочить водой.

При лечении женских заболеваний, туберкулеза, болезней сердца, печени и нервов первые 5 дней принимают по 5 капель препарата АСД-2, затем делают трехдневный перерыв, а потом в течение 5 дней принимают ежедневно утром натощак по 10 капель лечебной фракции. Еще после трех дней перерыва следующую пятидневку принимают по 15 капель АСД, еще через 3 дня пьют 5 дней по 20 капель и заканчивают прием, сделав очередной трехдневный перерыв, ежедневным принятием в течение 5 дней по 25 капель препарата. В случае обострения во время проведения лечебного курса прием следует прекратить до исчезновения болей, а затем возобновить.

Зинаида Астапович-Бочарова

Наверное, Зинаиде Антоновне понравилось бы, что в той части витебского парка, где ей особенно нравилось гулять, скачут косули - сейчас там зоопарк. По дороге домой она обязательно покупала книгу. Возвращалась, варила борщ, жарила оладьи - и вставала к мольберту. Каждый день, в течение почти 80 лет. На холсте, а чаще на фанерках, картонках, вырезанных из коробок для торта или с надписью «Дело», на обороте появлялись роскошные букеты, тихие витебские дворики и пейзажи, в которых было много эмоций, цвета, даже золота. В наборах гуаши, которые она обычно использовала, таких красок не встречалось, но большинство ее работ буквально сияли. На советских выставках не демонстрировалось ничего подобного. Впрочем, Астапович–Бочарову это не волновало. Выставкомам свое творчество она не предлагала, никаких отношений с художниками Витебска, где прожила последние 30 лет своей жизни, не поддерживала. Кроме близких людей, о ее картинах, которые копились за шкафами и спинками диванов в витебской квартире по улице Ленина, никто и не знал. Если бы речь шла о мужчине–художнике, такую позицию наверняка расценили бы как вызов, упрямый протест против цензуры в советском искусстве. Конечно же, Зинаида Астапович–Бочарова была не особенно оригинальной в своем затворничестве. Но она не протестовала, никому ничего не доказывала, даже самой себе. Просто рисовала - не могла по–другому. И на открытие своей первой выставки в Национальном художественном музее не поехала.

Аркадий и Зинаида Астапович, 1920-е

Главным образом, конечно, из–за возраста - все–таки ей было уже за 90. Однако и на свою следующую выставку, в Витебске, отреагировала ровно, восприняла ее как данность. А ведь в 1990–е это было сенсацией. Только представьте: «чистое искусство» Серебряного века, датированное первым десятилетием прошлого столетия, и все тот же типичный Серебряный век, только с датой начала перестройки. В 1998–м, к 100–летию Зинаиды Астапович–Бочаровой, Национальный художественный музей уступил ее работам два этажа. На одной из самых грандиозных выставок последнего времени «Десять веков белорусского искусства» ее автопортрет выставили среди холстов Шагала, Сутина, Дроздовича и других знаковых для Беларуси художников. Увидеть живопись Астапович–Бочаровой по адресу Ленина, 20 можно и сегодня - в креативном музейном арт–проекте RELAX, где только яркие имена: Серов, Машков, Журавлев, Кустодиев, Маковский...

«Сумерки»

Кофе

Казалось, будто она чувствовала, что это произойдет, - Елена Смирнова, внучка Зинаиды Астапович–Бочаровой, вспоминает реакцию бабушки на ту, еще самую первую ее выставку. - Спокойно ждала и дождалась. Выставок, отзывов, публикаций. «Вот все и произошло, - сказала она тогда. - Дальше мне уже и жить неинтересно».

Отвечать на вопросы журналистов о своей жизни ей и правда было не особенно интересно. Ну как объяснить, почему она, ученица Николая Рериха и Ивана Билибина, не предлагала свои работы на выставки? Придумала универсальный ответ, мол, полагала, что это недостаточно хорошо. Впрочем, если принять во внимание материалы, с помощью которых Астапович–Бочарова создавала свои миры... И все же столь долгая неизвестность действительно выглядит странной, тем более на фоне ее родственных связей. Внучка Елена - историк, племянница Ида - искусствовед, завотделом Музея изобразительных искусств имени Пушкина, супруг племянницы - влиятельный чиновник в сфере советской культуры.

«Задвинье»

Действительно, Николай Яковлевич Нерсесов был авторитетной фигурой в Министерстве культуры СССР, - подтверждает Елена Дмитриевна. - К слову, именно благодаря ему значительная часть русского искусства XVIII - XIX веков, которая покупалась у коллекционеров после войны, попала в Минск, а не куда–то еще. Это он настоял, что картины нужно передать в белорусский музей, который пострадал больше других. Но проталкивать своих в нашей семье было не принято. Да и сама бабушка возражала бы.

В 1980–х Елена Смирнова стала научным сотрудником отдела белорусского искусства НХМ БССР. И коллеге Надежде Усовой рассказала о Зинаиде Антоновне не специально, просто за чашкой кофе. А та напросилась в гости.

Зинаида Антоновна накормила меня завтраком, потом привела в свою комнату, посадила на диван и начала вытаскивать бесчисленные папки с работами, - эта встреча стала для Усовой настоящим откровением. - 1914, 1923, 1960 год, сотни, тысячи работ. Хотя уже с самых первых я поняла, что передо мной настоящий художник.

Декорации

Гораздо раньше в собрание Национального художественного музея попали графические листы с автографами брата Зинаиды Антоновны, Аркадия Астаповича. Вместе с письмами, в которых он настойчиво убеждал сестру: «Работай, мой друг, систематически, хоть по 2 часа в день... В искусстве, если невозможен прямой путь, надо двигаться обходными путями». Он был всего на 2 года старше ее, и рисовать они начали одновременно. В гродненских гимназиях, очевидно, были очень хорошие учителя рисования. Елена Смирнова не помнит, чтобы бабушка рассказывала ей о каких–то специально нанятых преподавателях, зато о том, как вместе с братом без экзаменов поступили в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств в Петрограде, говорила часто. Ее приняли сразу в старший класс. Но завершить свое образование в Академии художеств, как мечтала, не смогла - в новом мире стипендия дочери титулярного советника не полагалась, хотя ее отец давно умер, а дед был всего лишь каретных дел мастером. Поступила в Петроградский художественно–промышленный техникум, однако с работой не заладилось. Иллюстрации, которые она делала для издательств, почему–то не печатали. Сказки, которые сочиняла, также оказались никому не нужны, хотя даже Самуил Маршак уговаривал ее не бросать это занятие. Но Зинаиде Астапович и самой было очевидно, что ее фантастические истории о королях и принцессах не вписываются в новые декорации. А Маршак...

«Астры»

Судя по всему, он пытался завоевать ее расположение, - откровенничает внучка. - Но на знаки внимания она не отвечала, и однажды поэт воскликнул: «А вы знаете, кто я такой? Самуил Маршак!» Бабушке это категорически не понравилось. Сама она была очень деликатной и сложно находила общий язык с людьми другого типа.

Замуж она вышла поздно. Хотя заводить семью не планировала, мечтая заниматься только творчеством. Но, видимо, намыкавшись, изменила свое решение. Муж был ректором Ленинградского ветеринарного института, человеком довольно резким - в институте его даже прозвали Иваном Грозным. А письма бабушке писал нежнейшие. И еще много лет продолжал посылать ей деньги после того, как они развелись.

«Вечерний Витебск»

Она снова уступила. Первой ее любовью был Тарас Белявский, преподаватель сельхозтехникума в Марьиной Горке, внешне так похожий на Байрона, но его женой стала младшая сестра Зинаиды Зоя, полная противоположность ей по характеру. Годы спустя Зинаида Антоновна сама предложила мужу остаться с той, которая спасала его в блокадном Ленинграде. Войну Зинаида Бочарова провела в эвакуации с семьей сестры и дочкой Ниной. Позже она выстроила такие же искренние отношения с новой семьей бывшего супруга. Но первый адрес, куда помчалась из эвакуации, принадлежал семье брата, героически погибшего под Орлом. Брата, так ценившего ее творчество, обещавшего «сделать все, что смогу, чтобы помочь Тебе взлететь высоко в солнечных лучах»... Аркадий Астапович, которого сейчас называют одним из родоначальников национальной графики, до войны участвовал почти во всех масштабных выставках белорусского искусства, более 200 его работ Национальный художественный музей приобрел еще в 1960–е - задолго до того, как в музейных собраниях появилась живопись его сестры.

«Закат»

Она много выбрасывала своих рисунков, - продолжает Елена Дмитриевна. - Говорила: это на дачу для растопки. Но я ничего не сжигала и другие не сжигали. Была ли она не от мира сего? Нет, все–таки... Помню, как меня потрясло, когда в день смерти дочери, моей мамы, бабушка, вместо того чтобы рыдать, пошла варить суп. Потому что остались другие, о ком нужно было заботиться. Единственное, что сказала - добро нужно делать людям при жизни. В ней была эта разумность, взвешенность. Хотя я помню и другое - необыкновенные сказки, которые она сочиняла в детстве для нас с братом, каждый день - новую историю. А уложив нас спать, отправлялась в свою кладовку, которую использовала как мастерскую.

«Георгины»

«Когда я не рисовала, меня это беспокоило, нельзя было не рисовать, - терпеливо отвечала Зинаида Антоновна журналистам, упорно не понимавшим, как человек, явно наделенный редким талантом, может по своей воле провести в безвестности всю жизнь. И добавляла: - Сейчас у меня зрение не очень хорошее, труднее работать, но попробовать еще надо».

«Если бы Ты каждый год делала по одной хорошей работе, до конца дней Твоих создалась бы маленькая галерея шедевров», - когда–то писал ей брат. За 95 лет жизни Зинаида Астапович–Бочарова оставила не одну сотню удивительных картин.

Простейшие (на первый взгляд) природные явления так и остаются великими загадками для человечества. Анализировать, предполагать - вот и все, что могут современные ученые.

Посмотрите, к примеру, на список этих загадок, которые ученые не могут разгадать!

Миграция животных

Животные мигрируют по одним и тем же маршрутам в течение многих лет. Рыбы, птицы, даже насекомые также сменяют места охоты, руководствуясь определенным алгоритмом. Тем не менее, ученые просто не могут объяснить само существование этого важного инстинкта в генетических паттернах столь разных созданий.

Великий Сфинкс Гизы

Небольшая голова Великого Сфинкса вызывает толки в научном сообществе. Роберт Шох, британский геолог, предполагает, что у статуи изначально была морда льва, из которой один из фараонов приказал высечь загадочно улыбающееся лицо. Другой археолог, Грэм Хэнкок, установил корреляцию трех окружающих пирамид со звездами в созвездии Ориона, что также не поддается никакому научному объяснению.

Синхронизация светлячков

Вместо того, чтобы мерцать вразнобой, светлячки одной группы зажигают «фонарики» одновременно, каждые 1-2 секунды. Джонатан Коупленд, специалист по светлячкам из Университета Джорджии, предполагает, что это определенный ритуал. Вот только никто не знает, какой именно.

Мередитский камень

Этот камень был найден в 1872 году во время земляных работ в городе Мередит на берегу озера Виннипесауки (Нью-Хэмпшир, США). Он представляет собой кусок искусно обработанного кварца - но здесь никогда не было кварца, да и обработан камень слишком хорошо для первобытных племен. Ученые в тупике.

Таосский гул

Многие годы жители Таоса слышат доносящийся из глубин пустыни низкочастотный гул, будто танки движутся по магистрали. Главная особенность феномена в том, что слышат его только местные жители, зафиксировать звук на пленку не удалось еще никому.

Каменные лабиринты Большого Заяцкого острова

Никто не знает, откуда взялись лабиринты на Большом Заяцком острове. 14 невысоких спиралевидных конструкций имеют по центру каменные алтари с солярными символами. Здесь археологи находили и следы ритуальных жертвоприношений, но обнаружить создавшую все это культуру так и не смогли.

Монумент Йонагуни

У побережья японского острова Йонагуни водолазы обнаружили самый настоящий подводный город. Просто удивительно, почему исследования не продолжаются и сейчас - находка действительно пугает и вдохновляет одновременно. Каменные образования датированы возрастом в 16 тысяч лет, аналогичные структуры обнаружены у островов Окинавы. А в проливе между Тайванем и Китаем (по другую сторону от Йонагуни) существуют и другие подводные структуры, больше всего напоминающие дороги и стены.

Красное свечение над Тихим океаном

Этот странный красный свет впервые увидел Крисяан ван Хейст. Он летел из Гонконга на Аляску на Боинге 747-8, а сияние будто зародилось под ним после вспышки молнии. В настоящее время явление остается в разряде необъяснимых, пишет Don’t Panic .

Каменный шар в Боснии

Некоторые полагают, что наши далекие предки создавали такие шары как символы неких небесных объектов. Другие же археологи находят в них лишь межевые указатели, но как на самом деле обстоят дела не знает никто.

Тайна горы Рашмор

Во время строительства этого знаменитого памятника архитектор Гутзон Борглум хотел создать Зал Хроник внутри скалы. Для этого он раскопал пещеру за головой Авраама Линкольна. В 1998 году, спустя более 50 лет после смерти Борглума, правительство США и в самом деле поместило здесь мемуары президентов, билль о правах и копию декларации независимости. Но что было здесь раньше? Сторонники конспирологических теорий полагают, что ЦРУ использовало пещеру в качестве тайной лаборатории.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как назвать ребенка девочку по церковному календарю?
Чем заняться в декретном отпуске до родов
Чеснок пошел в стрелку, что делать