Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Система жизненных ценностей человека. Жизненные ценности

Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Ценности обладают способностью удовлетворять определенные потребности человека, отвечать его интересам или соответствуют традициям общества и тех социальных групп, в которые включен человек.

Очевидно, что ценность находится не в самом предмете. Предметы становятся ценными только в процессе оценивания мира человеком. Например, денежная купюра по своей природе является лишь бумагой с нанесенной на нее типографской краской. Ценность ей придает соответствующее отношение человека и общества. Банкноты, вышедшие из употребления, теряют покупательную ценность, хотя физически при этом не изменяются.

Однако ценность не содержится только в сознании человека. Представления о купюре и сама купюра - не одно и то же. Деньги в уме и деньги в кармане - это разные вещи, и соответственно различна их ценность: выбирая между ними, мы выберем реальные деньги (даже если их будет намного меньше, чем «денег в уме»). В субъекте, его сознании можно обнаружить не саму ценность, а только акт оценки. Итак, ценностей нет ни в объекте, ни в субъекте. Следовательно, они существуют в сфере их взаимодействия (как электричества нет ни в положительном, ни в отрицательном полюсе батареи, оно появляется при их соединении). Ценность возникает только в месте встречи человека и мира. Человек окружен безгласными вещами. Оценить - значит выделить нечто существенное из этой массы, почувствовать способность какой-то вещи откликнуться, ответить потребностям человека.

Ценности настолько многообразны, что полное и исчерпывающее их описание невозможно. Можно выделить бесконечное множество ценностей:

о первичные - пища, вода, жилье, одежда, безопасность, защита;

о вторичные - принадлежность, уважение, любовь, признание, самовыражение;

о материальные - пища, вода, жилье, одежда, природные ресурсы, инструменты, дорогие вещи;

о духовные - истина, добро, красота, творчество, знания, справедливость, святость;

о общечеловеческие - жизнь, свобода, добро, красота; о личные - все возможные.

Ценности не изолированы и не оторваны друг от друга, а находятся в постоянном движении и тесном взаимодействии, составляя сложную систему взаимных пересечений, совпадений и влияний.

Жизнь является высшей общечеловеческой ценностью. Человек проживает жизнь сознательно, ставит перед собой определенные цели и стремится к ним. Иными словами, он приписывает жизни особый смысл. Общий для всех смысл жизни можно выводить из естественных законов самой жизни (натуралистический подход) или из абсолютных ценностей, лежащих за пределами жизни (авторитарный подход).

Согласно натуралистическому подходу, смысл жизни состоит в стремлении к наслаждению, удовольствиям, выгоде. С первого взгляда такой подход кажется правильным, но подробный анализ выявляет в нем ряд недостатков. Иногда в погоне за удовольствиями и выгодой человек становится не свободным выразителем своих желаний, а их рабом. Фиксация на удовольствиях часто ведет к разрушению психики и организма (например, в случае наркомании). Последовательное развитие всех натуралистических целей показывает, что их следствием могут стать такие негативные качества, как эгоизм, чревоугодие, скупость, а по-настоящему полезной для человека является способность ограничивать себя на пути к удовольствиям и пользе.

В авторитарном подходе смысл жизни состоит в стремлении к великой идее (например, общему благу). Однако рассмотрение человека как средства достижения высших целей обесценивает человеческую жизнь: ради абсолютных идей, которые зачастую оказываются иллюзиями, погибали и погибают люди. Как правило, логическое развитие авторитаризма приводит к слепой приверженности идее - религиозному или политическому фанатизму.

Имеется также субъективная точка зрения, согласно которой не существует общего для всех смысла жизни и каждый человек сам свободно выбирает смысл своей жизни в каждом своем поступке. Австрийский психолог Виктор Франкл (1905- 1997) указал три основных направления для поиска этого смысла. Человек должен принять ценности творчества (созидания и самореализации), переживания (способности восхищаться красотой, добром, правдой) и отношения (оптимистического восприятия мира) .

Человек свободен в выборе своего пути и не застрахован от ошибок и неудач. Наука способна показать ему лишь примерное направление поиска. Смысл жизни невозможно получить готовым - его нужно пережить и выстрадать, чтобы почувствовать себя человеком. Осмысленность жизни придает только свобода выбора.

Понятие свободы многообразно - она может быть отрицательной (свобода от чего-то) и положительной (свобода для чего-то), внутренней (свобода воли и выбора) и внешней (свобода действий). Значительно различаются и точки зрения на то, обладает ли человек свободой. Одни мыслители считают, что поступки и решения человека произвольны (такая позиция именуется волюнтаризмом), другие полагают, что все действия изначально предопределены (позиция фатализма).

В самом общем смысле свобода есть отсутствие ограничений и стеснений. Но в действительности невозможна ситуация, в которой отсутствуют все ограничения. Действия человека ограничены природой и обществом. Природные ограничения представлены физическими законами и объективными возможностями человека: нельзя вернуться назад во времени, нельзя бежать выше определенной скорости, нельзя прожить больше, чем определено биологическими особенностями организма. Социальные ограничения связаны с тем, что свобода одного человека ограничена свободой другого. Английская пословица говорит об этом так: «Свобода моего кулака заканчивается там, где начинается свобода вашего носа».

Чтобы стать по-настоящему свободным, нужно осознать эти внешние ограничения: познать объективные законы природы и социальной жизни и понять пределы своих возможностей. Только зная характер и суть ограничений, можно преодолеть их, расширив тем самым диапазон своих действий. Чем лучше человек понимает свои возможности, тем больше у него свободы. Например, законы природы и данные науки говорят, что человек не может летать, как птица. Понимание сути объективных ограничений (законов тяготения, особенностей аэродинамики) позволило разработать такие технические средства, которые помогли человеку подняться в воздух, не нарушая природных законов. Обойти ограничения можно, только осознав их: современные летательные средства одновременно учитывают физические ограничения и расширяют возможности человека. Свобода, по словам голландского философа Бенедикта Спинозы (1632-1677), есть осознанная (познанная) необходимость. Отсюда следует философское определение свободы. Это - возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. Освобождает именно знание законов, невежество только ограничивает свободу.

Как осознанная необходимость, свобода тесно связана с ответственностью.

Ответственность - это осознание долга, требований, предъявляемых обществом к человеку. По сути, ответственность является оборотной стороной свободы: чем свободнее человек, тем он более ответствен. Если поведение человека было несвободно, предопределено чужой волей или объективными обстоятельствами (жизни его близких угрожали или человек психически невменяем), он, как правило, не несет уголовной или моральной ответственности. Но за все свои поступки, совершенные свободно, за каждый свой личный выбор человек обязан отвечать перед обществом и самим собой.

В этом отношении свобода имеет моральные и правовые ограничители. Внешние ограничители (со стороны общества) выражаются в нормах, традициях, обычаях, законах, религиозных заповедях и т.д. Внутренние ограничители (со стороны человека) выражены в убеждениях, личных принципах, в голосе совести. Если внутренние ограничители сформированы правильно, то во внешних уже нет необходимости. Человек становится личностью, когда он действует не на основе внешнего принуждения, не из страха наказания и не из желания быть вознагражденным. Настоящая личность поступает морально, исходя из своих внутренних убеждений, сформированных в процессе свободного самоопределения.

Свобода особым образом преломляется в разных сферах общественной жизни. Например, в экономической сфере выделяются свобода рынка, свобода торговли. В сфере взаимоотношений личности и государства выделяют свободу слова (возможность выражать свои убеждения), свободу совести (возможность по своему выбору принимать религиозные или атеистические взгляды), свободу собраний (возможность собираться для обсуждения различных вопросов), свободу ассоциаций (объединяться с другими людьми) и т.д.

Гражданские ценности личности формируются на основе политических свобод. Понятие «гражданин» указывает на то, что личность имеет устойчивую связь с конкретным государством. Эта связь выражена прежде всего в предоставлении государством гражданину определенных прав и свобод. Поскольку гражданина нет без свобод, обязанность каждого гражданина - защищать свои свободы от любых посягательств. Таким образом, активная гражданская позиция по защите своих прав и свобод, даже в том случае, если права гражданина нарушает само государство, является первостепенной ценностью личности в ее соотнесении с государством.

Для каждого гражданина продолжением свобод являются обязанности перед государством. В обмен на свои свободы гражданин обязуется соблюдать законы, защищать страну, платить налоги и т.д. Такие обязанности - справедливая плата за предоставленные личности права и свободы, поэтому ее уклонение от обязанностей считается не только незаконным, но и морально предосудительным. С этой точки зрения ценностями гражданина являются патриотизм, чувство долга, ответственность за судьбу страны и т.д.

Существует ряд гражданских качеств, которые связаны не с взаимоотношениями личность-государство, а с отношениями между самими гражданами. Поскольку свобода одного человека в государстве ограничена свободой другого, то в разряд ценностей попадают уважение интересов других и законы, обеспечивающие эти интересы. С этой точки зрения основными гражданскими ценностями признаются:

О толерантность -терпимость по отношению к убеждениям других; о гуманизм - признание внутренней ценности любого человека;

о правосознание - признание верховенства законов над частными интересами или убеждениями.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Основными духовными ценностями признаются истина, добро и красота.
  • 2. Высшей общечеловеческой ценностью считается жизнь. Смысл жизни невозможно получить готовым - его нужно пережить и выстрадать. Каждый человек сам вкладывает смысл в свою жизнь.
  • 3. Свобода есть возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. Обратной стороной свободы является ответственность - осознание долга перед другими людьми и обществом в целом.
  • 4. К гражданским качествам личности относят активную гражданскую позицию, патриотизм и ответственность за судьбу страны, а также толерантность, гуманизм и развитое правосознание.

ВОПРОСЫ

  • 1. Как интересы человека влияют на его ценностные предпочтения? Имеются ли различия между ценностями в различных культурных традициях?
  • 2. Назовите основные подходы к определению смысла жизни. Как степень свободы личности влияет на решение смысложизненных вопросов?
  • 3. Как вы понимаете фразу «Свобода есть познанная необходимость»? Почему свободу называют обратной стороной ответственности?
  • 4. Что вы понимаете под гражданскими ценностями? Почему в современной жизни гражданские качества личности приобрели особую значимость?
  • См. подробнее: Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Дарина Катаева

Жизненные ценности есть у каждого человека. Они формируются еще в детстве, а во взрослой жизни оказывают влияние на поступки людей, принятие их решений, на личностный выбор. Ценности – отражение сущности, движущая сила, которая влияет на мировоззрение и формирование личности . В чем конкретно заключаются ценности жизни и как их подобрать для себя?

Откуда зарождаются жизненные ценности?

Хотя ценности человека стабильная структура, они меняются под влиянием внешних обстоятельств и внутренних переживаний. Фундаментальное значение имеют те ценности, которые закладываются еще в детстве. При этом они не возникают мгновенно, они формируются с течением жизни. Чем взрослее становится человек, тем более стабильные ценности его отличают. Для кого-то существенное значение имеют в жизни деньги, слава, власть и предметы роскоши. Другие же считают важным духовное самосовершенствование, творческое развитие, здоровье, семью и детей.

На формирование жизненных ценностей оказывают влияние:

воспитание и семья;
друзья;
одноклассники;
коллектив на работе;
пережитые травмы и потери;
экономическая обстановка в стране.

Базовые ценности жизни человека

Хотя каждый человек индивидуален, есть ценности, которые объединяют всех людей:

Это не связано с эгоизмом. Такая любовь помогает достичь счастья в жизни и самосовершенствоваться.
Ближний . Проявление этой ценности заключается в уважении каждого человека, его мнения и позиции в жизни.
Семья . – высшая ценность для большинства людей.
Супруг или супруга . Эмоциональная, духовная и физическая близость с любимым человеком для некоторых стоит на первом месте.
Любовь к детям .
Родина . Место, где родился человек, влияет на менталитет и отношение к жизни.
Работа . Есть люди, которые стремятся раствориться в деятельности, они готовы браться за любое поручение на работе для достижения всеобщего блага.
Друзья . и самовыражение в нем занимают немаловажное значение для любого человека.
Отдых . Эта сфера жизни позволяет личности сконцентрироваться на своих ощущениях, расслабиться и развеяться от бесконечной суеты.
Общественная миссия – деятельность. Альтруисты в первую очередь стремятся делать что-либо на благо общества. Удовлетворение своих потребностей и желаний стоит уже на втором месте.

Нельзя сказать, что каждый человек выделяет для себя одну общечеловеческую ценность и живет по ней. Перечисленные области гармонично переплетаются, просто мы отмечаем для себя несколько и ставим их на первое место в жизни.

Жизненные ценности представляют собой сложную структуру, которая отражается на постановке и способе достижения. В результате человек предвидит неприятные ситуации и возможные неудачи.

Список возможных ценностей жизни человека

Помимо базовых жизненных ценностей каждый человек может иметь и индивидуальные, порой неординарные ценности. Ниже представлен лишь неполный список возможных ценностей человека, потому что продолжать его можно до бесконечности.

Оптимизм . «Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности». Такую черту характера бесспорно можно считать ценностью и радоваться наличию оптимизма в вашей жизни: с ним жизнь становится ярче и полнее.
Терпение . «Терпение и труд всё перетрут». Наличие терпения, особенно у современного поколения, однозначно стоит считать своей ценностью. Только при наличии терпения вы сможете . Это что касается ваших личных выгод. Но и ваши друзья и партнеры, наверняка, оценят это качество.
Честность . «Честность всего дороже». Важно быть честным не только с другими, но и с самим собой. Если для вас эта ценность стоит в одном ряду с базовыми, вероятно, вы счастливый человек: как это ни парадоксально, но честным людям живется легче, чем тем, кто любит приврать.
Дисциплинированность . «Делу время, а потехе час». Большинство людей к этой ценности относят крайне скептически, ведь дисциплина равна, по их мнению, ограничениям, несвободе. И только с годами многие приходят к выводу, что если вы дисциплинированный человек, это не значит, что вы как-то себя ограничиваете, вы скорее находите путь в свободе и счастью с помощью этой черты характера.

Примеры жизненной ценности

Задаваясь вопросом: «Что для меня ценно?», многие оказываются в тупике. Однако очень важно дать себе однозначный ответ, чтобы при возникновении новой для себя ситуации быть верным своим ценностям.

Жизненные ценности не связаны с мнением других и признанием вас, как личности, благодаря достигнутым высотам.

В определении своих ценностей помогает следующая последовательность действий:

Останьтесь наедине с собой . Чтобы понять, что для вас важно в жизни, а что занимает второстепенное значение, рекомендуется очистить пространство от постороннего влияния. Занимайтесь исследованием своей личности в полном одиночестве, без влияния внешних факторов.
Вспомните важные события в своей жизни . Необязательно это должны быть только положительные ситуации, поразмышляйте и над отрицательными. Запишите главные переживания на листке бумаги, подумайте, что вас впечатлило, а что расстроило, и без чего вы не представляете своей жизни.
Изучите общечеловеческие ценности , ведь из них вытекают личностные потребности и взгляды. Следите за взаимосвязью между полученным списком и повседневной жизнью. Некоторые пункты из перечисленного — только желание, а не установившаяся ценность в жизни.
Наблюдайте за собой . Выделите хотя бы один день, в который вы исследовали бы себя, поведение, выбор и мотивы поступков. Решения, который мы принимаем ежедневно, – показатель личностного выбора человека и его ценностей.
Если список ценностей получился слишком длинным, его придется сократить . Остаться должны 3 максимум 4 ценности. Остальное – это лишь дополнения и вытекающие решения в жизни.

Заключение

Некоторые ценности, которые одновременно важны для человека, могут конфликтовать. Посмотрев на составленный список, решите, что между собой не совмещается. Это и вызывает творческий , которая пребывает с дисгармонии с самим собой. Важно помнить об уравновешенности и влиянии наших ценностей на жизнь других людей.

Каждый человек индивидуален, поэтому ценности отличаются в зависимости от характера и устоявшихся ориентиров в жизни человека . Хотя склонность к рефлексии и исследовании самого себя наблюдается далеко не у каждого человека, все же стоит на мгновение остановиться и задуматься, что для меня ценно. Иначе вы будете ведомым человеком, без собственного стержня. При новых обстоятельствах вы тут же потеряете себя и свою личность!

26 февраля 2014, 17:47

Ценность человеческой жизни

Многие люди задаются такими вопросами: Что самое ценное в жизни? Часто ли мы задумываемся о смысле жизни? И ценим ли саму жизнь? Теперь давайте поразмышляем: в чем ценность человеческой жизни? Какими возможностями мы обладаем?

Это прежде всего - сознание, ум человека. В отличие от животных, мы способны, встретившись с проблемой, не просто страдая, переживать ее, мы можем исследовать страдание, понять, каковы его причины. Мы можем найти пути устранения этого страдания и устранить его причины. В этом и состоит ценность человеческой жизни.

Ценность человеческой жизни - человеческая жизнь - это невосполнимый ресурс и имеет действительно огромную потенциальную ценность. Но ценность ресурса сама по себе еще ничего не значит. В качестве метафоры, возьмем, например алмаз - ценный, дорогой камень, но сам по себе он не сильно привлекателен: это просто кусочек скалы, прекрасный, но пока бессмысленный. Это позже, когда алмаз будет огранен руками мастера, он засияет, играя и переливаясь своими сверкающими гранями, отражая солнечные лучи юного дня и будет приковывать своей красотой взоры и дарить радость. Так же и жизнь человека: если он, внимательный мастер, добротно и красиво возводит свою жизнь, заботясь о том, чтобы и рядом с ним возводили такие же сильные жизни - его жизнь становится шедевром, его главным и великим творением. Если же человек вкривь и вкось складывает кирпичи абы как, использует все, что попало под руку, не заботится о крепком фундаменте и надежных стенах, с одной стороны строит, с другой рушит, да еще и другим мешает строить - его жизнь оказывается не более, чем грудой кирпичей сваленных вместе. Если жизнь проведена впустую, в никуда, в пьянки и пустой треп о красивых вещах - ценность такой жизни в результате оказывается низкой, хотя ресурс сам по себе был очень дорог. Если жизнь прожита красиво, сильно, в заботе как минимум о себе и своих близких, или о многих людях за свой счет - ценность такой жизни будет высокой. Ценность своей жизни человек делает сам: от его выбора зависит, в какую сторону он жить хочет и будет. И только его выбор будет, куда отдать невосполнимый, а потому невероятно ценный ресурс: похоронить его под грудой кирпичей или вложить в великолепный Храм. Жизнь человека - это огромная ценность. Она не сопоставима ни с какой другой ценностью (другого типа). В этом смысле она подобна трансфинитному числу. Которое по определению больше любого целого или вещественного числа. Бесконечно больше.

Так вот, ценность человеческой жизни не сопоставима с ценностью ничего другого. Она по определению больше ценности чего угодно ещё. Но она может быть сопоставима с ценностью другой человеческой жизни.

Абсолютная ценность человека делает его жизнь как ценность особенной, не похожей на все другие. Выше обсуждался вопрос, как понимать абсолютную ценность человека. Теперь подошла очередь определить, что входит в содержание ценностей человеческой жизни. Признаком, по которому мы можем определять, входит ли та или иная ценность в число жизненно важных, будет такое проявление жизни, которое окажется самым глубоким, изначальным, полным и непосредственным, неделимым на части ее проявлением.

Поясню на примере. Скажем, под обломками обрушившегося дома обнаружили человека. Его спасают независимо от того, верующий он или атеист, образован или нет, герой он или обыкновенный гражданин. Его спасают, прежде всего, как живое существо, спасают его жизнь.

Такие ценности, как было отмечено выше, называются экзистенциальными, составляющими базис всех других жизнепроявлений и ценностей, что связано с фундаментальными смыслами человеческого существования.

К числу этих ценностей принадлежат: жизнь, смерть (не сама по себе, а поскольку конечность жизни составляет ее важнейшую характеристику), любовь, семья, рождение и воспитание детей, свобода, уединенность, участие, труд, отдых, творчество.

Жизнь или существование - это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием всех его состояний и действий. Но важно подчеркнуть, что приоритетна не ценность жизни, а ценность человека, поскольку именно личность есть, личность живет, личность существует, тогда как жизнь, какой бы ценной и значимой сама по себе она нам ни казалась, есть не более чем самое непосредственное место, средоточие возникновения личности, способ ее бытия в мире.

Если личность - это сущность, а жизнь - существование, то наше существование предшествует нашей сущности. Сказать, что сущность существует, значит сказать, что личность живет. Но именно сущность, личностное начало является смысловым и ценностным центром человека.

Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек - существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. И потому тот, кому она подарена, отдана (буквально ни за что!) для того чтобы быть им прожитой - приоритетнее, важнее жизни, является ее субъектом. Хорошим или плохим - это другой вопрос. Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни.

Возможно, существует даже закон жизни: мы либо выше жизни, если проживаем ее достойно, либо - ниже, т. е., оказываемся недостойны этого дара, если живем как-нибудь, плывя по течению. Но в любом случае, человек и его жизнь - это не одно и то же.

Рождение личности - это акт выхода жизни за свои биологические пределы. Это значит, что в ее чреве рождается разум и свобода, порождающие целый фейерверк уникальных феноменов культуры, не сводимых к жизни как биологическому процессу.

Жизнь либо есть, либо ее нет. Но ее качество может быть различным. Если мы живем, поддерживаем нашу жизнь, любим и заботимся о ней во имя блага и не за счет жизней и ценностей других людей, то мы человечны, и наша жизнь есть благо и богатство. Если в нас берут верх бесчеловечные начала, то наша жизнь начинает деградировать, ослабляться, становиться все беднее и слабее. Ценность ее уменьшается в той мере, в какой ее прожигает, убивает бесчеловечное в нас.

Чем гуманнее, богаче наша жизнь, тем выше ее ценность. Жизнь в той мере ценность, в какой я человечный хозяин своей жизни.

«Просто жить», жить пассивной, растительной жизнью, отдаваясь потоку повседневности и сиюминутности - значит бездумно растрачивать свой стартовый капитал, тот изначальный резерв жизни, который у всех у нас есть уже к моменту появления первых актов сознания и самосознания, к моменту пробуждения в нас личности и человечности.

Есть высказывание: один человек живет, чтобы есть, другой - ест, чтобы жить. Гуманный человек может сказать, что он ест и живет, чтобы становиться и быть человечным человеком, чтобы творить самого себя и ценности личной, общественной и вселенской жизни, чтобы совершенствоваться и возвышать достоинство человека.

Жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности.

От одного этого человеческая жизнь становится беспредельно ценной, становится универсальной ценностью.

Безграничная ценность жизни проявляется уже в том, что на свой пир, на пир жизни она зовет всех и вся, для всех и всякого человеческого существа она находит место на своем празднике. Как наш бесценный дар и действительный шанс она без всяких предварительных условий говорит каждому из нас - живи!

Возможно, только что сказанное прозвучало слишком декларативно. Существуют болезни, делающие само существование испытанием, ранние смерти и т. п.

И все же в бесконечной ценности жизни, покуда мы можем жить, как бы тонут все ее черные пятна. Каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она по принятым меркам удавшейся или нет, - вот лишнее подтверждение нашей мысли.

Однако и сама жизнь, независимо от ее оценки, которая всегда вторична, требует к себе гуманного отношения. Чтобы реализоваться как ценность, она должна быть, должна сохраняться как таковая, она должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться. Но одних внутренних резервов жизни, инстинктов ее самосохранения недостаточно. И вот почему.

Жизнь - универсальная, всеохватывающая основа человеческого существования. Это значит, что она открыта и человечному, и бесчеловечному в нас. Именно поэтому она может быть и радостью, и горем, и крыльями, и ярмом на шее, и роскошью, удачей, и нищетой, неудачей и проклятием.

Миллионы и десятки миллионов наркоманов и алкоголиков, беспризорных и бездомных детей, сирот, сотни миллионов бедняков, обреченных в разных странах на прозябание, голод и страдания по вине тоталитарных и невежественных правящих сил и по причине архаичных традиций несвободы и покорности - все они оказались не в состоянии или были лишены возможности реализовать свой жизненный потенциал.

Но в любом случае жизнь сама по себе не может не быть ценностью. Она становится бременем или даже невыносимой не в силу своей собственной сущности, а лишь постольку, поскольку пронизывается, облекается негативом антигуманного в человеке или того существующего вне человеческого существа, что угнетает его, подрывает, лишает сил.

Если понимать под человеческой жизнью не одну только биологическую ее сторону, но и психическую и интеллектуальную (а только такую целостность и можно назвать человеческой жизнью), то легко представить себе, сколь широк диапазон вторжения античеловеческого в нас, в нашу собственную жизнь.

Когда почему-либо на пути этого вторжения не установлен надежный заслон, когда антигуманному не противостоит гуманное, то процесс жизни начинает приобретать отрицательный смысл, становится бесчеловечным и разрушительным и для самого человека, и для общества, и для среды обитания.

Самое страшное, что может случиться с человеком - это победа антигуманного в нем. Его окончательная победа означает духовную деградацию и смерть, стимулирующие, так или иначе, деградацию и смерть физические. Ни один злодей не бывает по-настоящему счастлив, а средняя продолжительность жизни закоренелых преступников гораздо ниже среднестатистической продолжительности жизни.

У жизни есть не только внутренние враги в лице самого человека, но и враги внешние, существующие за пределами личности и общества. Особенно очевидны опасности, грозящие жизни как биологическому процессу: болезни, стихийные бедствия, нездоровая среда обитания. Хотя во многом эти враги могут быть социально обусловленными, и либо стимулироваться социальными факторами, либо ослабляться, а некоторые и побеждаться принимаемыми социальными мерами, сама природа этих угроз связана с физическими, общебиологическими или экологическими законами. В этом контексте возникает вопрос о той составляющей нашей жизни, которая связана с нашей плотью и с ее ценностью.

Ценность нашего тела не только биологическая, физическая и эстетическая. Она собственно жизненная, экзистенциальная, поскольку фундаментальным образом связана с нашим существованием как жизнью.

Здоровье - общее условие благоприятной и плодотворной жизни, и самая главная ценность, поэтому. Существует несколько простых гуманистических правил отношения человека к своему физическому и психическому здоровью. Это на самом деле очень просто, всего лишь Необходимо:

  • - правильно питаться;
  • - ежедневно делать физические упражнения;
  • - избегать ненужных стрессов;
  • - уметь расслабляться и отдыхать;
  • - быть разумным и умеренным в получении удовольствий.

Здоровье не бывает просто физическим или психическим. В принципе оно неделимо и относится к человеку как единству физического, биологического, психического, морального, интеллектуального и мировоззренческого.

Когда мы говорим о теле человека как ценности, мы должны ответить на вопрос об инвалидах. К сожалению, в современном языке нет адекватного современной культуре понятия, относящегося к хронически больным людям или человеку с рожденья не имеющего или при жизни потерявшего, скажем, зрение или руку. Все имеющиеся понятия: «инвалид», «человек с ограниченными физическими возможностями» и им подобные, в какой-то степени оскорбительны, задевают достоинство таких людей.

Разве такие люди принципиально ущербны и заведомо лишены возможности счастья, богатой, плодотворной, достойной и совершенной жизни? Гуманизм отвечает на этот вопрос отрицательно. Ни в одной священной или научной книге не сказано, что человек может быть полноценным только в том случае, если с его плотью все в порядке: четыре конечности, десять пальцев, два глаза, уха и две ноздри, если у него девять естественных отверстий в теле, весь набор исправно работающих внутренних органов и стандартное телосложение.

История и современность дают нам массу примеров победы человека над своими недугами, преодоления физических недостатков. Человек устроен так мудро и высоко адаптивно, обладает такими замечательными качествами, как мужество, целеустремленность, настойчивость, что в состоянии превратить даже тяжелые недомогания или, скажем, слепоту в ступень для совершенствования, дополнительный мотив к поддержанию высоконравственного, гуманного, порой героического образа жизни. Болезнь может побудить человека не просто к ее преодолению, но и к восхождению, к укреплению воли к жизни.

В современных цивилизованных обществах много делается для того, чтобы снять те физические, психологические и правовые препятствия, которые дискриминируют или затрудняют жизнь инвалидов. Диапазон таких действий очень широк: от устройства специальных спусков в домах и на улицах до организации спортивных соревнований для инвалидов и максимального сокращения перечня профессий, запрещенных для инвалидов.

Общество должно стремиться к разумному стиранию различий между инвалидами и другими людьми, к тому, чтобы отпала необходимость в привилегиях, которые, к сожалению, слишком напоминают милостыню и бывают оскорбительны для человека.

Хочется отдельно выразить свое мнение на данную тему. На мой взгляд, данная проблема, а именно, проблема актуальна в наше время. Многие люди не задумываются о своей жизни, обращаются с ней небрежно, разбрасываются своим здоровьем и силами. Человек думает что он всемогущ, и ему все под силу, и конечно же в суете повседневности мы не успеваем задаться этими вопросами. Но для каждого человека, я уверена, наступает момент, когда вопросы ценности человеческой жизни требуют непременного ответа. К сожалению, бывает, что момент этот наступает слишком поздно, чтобы можно было что-то изменить. Порой человек только перед лицом смерти понимает, что жил неправильно, что потерял то, что уже не вернешь. Так как же разобраться и понять прежде всего для себя, что для тебя ценно и что для тебя имеет значимость. Конечно, это трудный вопрос, но мне кажется каждый человек должен для себя определить это. Для кого-то ценность - это бесчисленные богатства и блага, огромное количество денег, кто-то мечтает быть популярным и талантливым, кто-то мечтает чтобы все вокруг были счастливы, а для кого-то ценность заключена в здоровье близких и родных. У каждого человека свой круг ценностей, и он абсолютно в праве сам для себя решать, что ценить.

Но к сожалению, человек часто выбирает не те ценности, которые могли бы успешно и благотворно повлиять на жизнь и здоровье человека. Часто люди запутываются в себе, переступают грани антигуманного и бесчеловечного, а это, в свою очередь тянет за собой тяжкие последствия, такие как: различные социальные конфликты, преступления, аморальное поведение, причинение вреда здоровью себе и окружающим. Этот список может продолжаться и продолжаться.

Человек сам себя загоняет в тупик, не оставляя выбора, чтобы что-то изменить, Тем более осознание того, что твоя жизнь была прожита в пустую приходит очень поздно и человек не в силах уже что-либо изменить. Безусловно, причин, по которым человек выбирает свои ценности, огромное количество, Но хочется заметить, что только сам Человек хозяин своей жизни. А жизнь-это цветок. Если за ним перестать ухаживать, поливать, удобрять, заботится о нем, то он завянет.

Так и у человека. Если бездумно и небрежно относиться к себе, тратить в пустую время, здоровье и силы, то в конечном итоге, жизнь, как безжалостный цветок, угаснет.

Поэтому, цените себя и окружающих, цените каждое мгновение, каждую секунду, умейте находить в плохом частичку хорошего, ведь жизнь нам дана лишь только раз! философский жизнь антигуманистический

Фразы знаменитых людей о ценности жизни:

  • - Я понял, что жизнь ничего не стоит, но я также понял, что ничто не стоит жизни (Андре Мальро);
  • - Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою (Еврипид);
  • - Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее. Жизнь священна, это, так сказать, верховная ценность, которой подчинены все прочие ценности (Эйнштейн Альберт);
  • - Поистине тот, кто не ценит жизнь, тот ее не заслуживает (Леонардо да Винчи).

Ценности человека - вопрос чрезвычайно актуальный. Всем нам они хорошо известны. Но вряд ли кто-то пытался их четко для себя определить. Наша статья, посвящена именно этому: осознанию современных ценностей.

Определение

Ценность - это то, к чему сознательно или бессознательно тянется человек, что отвечает его потребностям. Разумеется, люди все разные, а значит, и ценности человека также сугубо индивидуальны, но так или иначе существуют общие нравственные ориентиры: добро, красота, истина, счастье.

Положительные и отрицательные ценности современного человека

Всем ясно, что стремиться к счастью (эвдемонизм) или к наслаждению (гедонизм) - это нормально. Сейчас это даже более понятно, чем, например, 100 или 200 лет назад. Несмотря на то что офисные сотрудники, безусловно, устают на работе, жизнь в настоящее время стала значительно легче, чем у наших бабушек или дедушек. Россию все так же сотрясают различные кризисы, но все-таки это не войны, не блокадный Ленинград и прочие ужасы, которыми наградил историю безумный ХХ век.

Наш современник вполне может сказать, оглядываясь на историю: «Я устал страдать, я хочу наслаждаться». Конечно, здесь он имеет в виду не себя, а человека как родовую сущность, воплощенную в разных телесных оболочках от древнейших времен и до наших дней.

Поэтому актуальная реальность, может быть, больше всех остальных исторических действительностей настраивает его на погоню за счастьем и удовольствием (положительные ценности человека) и бегством от страданий и боли (отрицательные константы его бытия). Мы имеем радость (правда, весьма сомнительного качества) - наблюдать, как классическая этическая триада «добро, красота, истина» уступает свое место таким ориентирам человеческого существования, как деньги, успешность, счастье, удовольствие. Их сложно собрать в какую-то конструкцию, но если попробовать, то счастье и удовольствие будут определенно на вершине, деньги - в основании, а все остальное - между ними.

Наступило время поговорить о таком понятии, как «система ценностей человека».

Религиозные ценности

Здравомыслящим людям ясно, что мир капиталистический, т.е. такой, где все или почти все решают деньги, не вечен и не единственен, а тот порядок ценностей, который им предлагается, не универсален. Также, почти само собой понятно, что естественной оппозицией выступает религиозное толкование действительности, которое подчиняется нравственным и духовным законам. Кстати сказать, извечная дуальность бытия между духовными и материальными ее аспектами не дает человеку потерять свою гуманистическую сущность. Именно поэтому настолько важны духовные ценности человека для его морального самосохранения.

Христос как инициатор духовного переворота

Почему Христос был революционером? Он сделал много всего, чтобы заслужить столь почетное звание, но главное в контексте нашей статьи то, что он сказал: «Последние станут первыми, а первые — последними».

Таким образом, он перевернул всю ту конструкцию, которая носит название «система ценностей человека». До него же (как и теперь) считалось, что богатство, слава и прочие прелести бездуховной жизни - это как раз высшие цели людского существования. А Мессия пришел и сказал состоятельным людям: «Трудно богатому войти в Царство Небесное». А они-то думали, что уже все себе купили, но нет.

Иисус их огорчил, а у бедных, несчастных и ущемленных появилась какая-то надежда. Кто-то из читателей, не слишком верящих в рай, скажет: «Но разве может обещанная после смерти благость искупить существующие страдания в земном бытии человека?» Дорогой читатель, мы с вами совершенно согласны. Будущее счастье - слабое утешение, но Христос подарил неудачникам мира сего надежду и зарядил их силами на борьбу против своей незавидной участи. Другими словами, ценности человека, ценности личности стали иными и обрели вариативность.

Вертикальный мир

Кроме того, христианство сделало мир вертикальным, т.е. все земные ценности признаются отныне низменными и неважными. Главное - это духовное самосовершенствование и единение с Богом. Конечно, человек еще жестко поплатится за свои духовные стремления в Средние века и в эпоху Возрождения, но все равно подвиг Иисуса чрезвычайно значим даже вне религиозного контекста, потому что пророк показал, принеся в жертву свою жизнь, что возможны и иные ценности в жизни человека, которые гармонично складываются в систему.

Вариации ценностных систем

Из предыдущего раздела стало ясно, что система устремлений человека может быть совершенно различной. Все зависит только от того, на что ориентирована отдельная личность или группа. Существует, например, в этом вопросе социологизаторский подход: вертикаль значимого выстраивается от высшего к низшему в соответствии с интересами коллектива. Под последним могут подразумеваться как отдельные группы, так и социум в целом. И мы знаем те периоды, когда некоторые народы ставили коллектив выше личности. Это рассуждение замечательно подойдет к теме «Ценности человека и общества».

Индивидуализация

У индивидуализированного мира свои приоритеты и собственное разумение высшего и низшего. Мы их можем наблюдать в современной нам действительности: материальное благополучие, личное счастье, побольше удовольствий и поменьше страданий. Очевидно, что это грубый набросок значимых человеческих ориентиров, но так или иначе в эту картину попадает каждый из нас. Аскетов сейчас маловато.

Формальные и действительные ценности

Если кто-то спросит, какую роль играют ценности в жизни человека, то на этот вопрос ответить трудно. Одно дело, что человек говорит, и другое, что он делает, т.е. разница между формальными и реальными его смысловыми приоритетами. Например, в России многие считают себя верующими. Строятся храмы. Уже скоро в каждом дворе будет свой храм, чтобы набожным людям далеко не ходить. Но толку от этого мало, ибо, как говорит епископ из третьей части киносаги «Крестный отец» главному герою фильма: «Христианство уже 2 000 лет окружает человека, но внутрь оно так и не проникло». На деле большинство людей воспринимают религиозные установления, как условные, и их не особенно интересует проблема греха. Странно так же и то, что, думая о Боге, верующие совершенно забывают о ближних, т.е. социальные ценности человека находятся в некотором смысле в загоне. Естественно, в такой ситуации трудно говорить об истинной вере.

Питирим Сорокин и его ценностная периодизация культур

Известный социолог и общественный деятель П. Сорокин положил в основание своей типологии культур не что иное, как ценности. Он совершенно справедливо полагал, что у каждой культуры есть свое лицо, своя индивидуальность, которая проистекает из руководящего принципа или идеи. Ученый разделил все культуры на три типа.

  1. Идиационный - когда религиозные убеждения превалируют над материальными благами и такая доминирующая установка определяет ценности и нормы человека и культуру в целом. Отражается это на архитектуре, философии, литературе, общественных идеалах. Например, в период европейского Средневековья каноном человека считался святой, отшельник или аскет.
  2. Чувственный тип культуры. Самый яркий пример - это, конечно, эпоха Возрождения. Религиозные ценности не то чтобы попираются, они фактически отменяются. Бог начинает восприниматься как источник наслаждений. Человек становится мерой всех вещей. Ущемленная в Средневековье чувственность хочет раскрыть и проявить себя во всю мощь своих возможностей. Отсюда возникают и знаменитые моральные коллизии Возрождения, когда значительный культурный подъем соседствует с фантастическим нравственным упадком.
  3. Идеалистический или смешанный тип. В этой модели культуры находят согласие материальные и духовные идеалы и устремления человека, но утверждается примат вторых над первыми. Ориентирование на высокие нравственные идеалы помогает человеку жить самым малым в материальном смысле и верить в духовное самосовершенствование.

В этом построении П. Сорокина нет крайностей двух предыдущих типов, но есть и один существенный недостаток: нельзя подобрать реальный пример такой культуры. Можно лишь сказать, что так живут люди, которые попали в крайне затруднительные бытийные обстоятельства (болезни, бедность, стихийные бедствия, бедные кварталы стран всего мира). Нищим и инвалидам по своей воле приходится минимизировать телесные потребности и держать перед глазами высокий нравственный идеал. Для них это непременное условие выживания и существования в определенных моральных рамках.

Такой получилась статья, в фокусе которой были культурные ценности человека. Надеемся, что читателю она поможет разобраться в этой непростой и в то же время чрезвычайно интересной теме.

В чем смысл жизни? Как прожить полноценную и счастливую жизнь? Что по-настоящему ценно в жизни? Правильно ли я живу? Это главные вопросы, на которые мы все пытаемся найти ответ... В этой статье я предлагаю вам новую возможность пересмотреть свои жизненные приоритеты и найти для себя ответы на эти «вечные» вопросы.

Когда я серьезно заинтересовался этой темой и начал поиск, то обнаружил, что лучшие ответы на эти вопросы дают нам люди, которые в своей жизни столкнулись лицом к лицу со своей смертью.

Я изучил книги-бестселлеры о людях, которые узнали, что очень скоро умрут и поменяли свои жизненные приоритеты; собрал различные исследования на тему «о чем сожалеют перед смертью»; добавил немного восточной философии и в результате получился этот список из пяти истинных ценностей в жизни каждого человека.

Если бы не моя болезнь, то я никогда и не задумался бы над тем, как прекрасна жизнь.

1. Самобытность

Все в жизни имеет свое назначение. У каждого живого существа на планете есть своя миссия. И у каждого из нас есть своя роль. Реализуя свои уникальные таланты и способности, мы обретаем счастье и богатство. Путь к своей уникальности и миссии лежит через наши желания и мечты еще с самого детства.

Индивидуальность - высочайшая ценность в мире.
Ошо.

Одна женщина (Бронни Вее) много лет проработала в хосписе, где ее задачей было облегчать душевное состояние умирающих пациентов. Из своих наблюдений она выявила, что наиболее частое сожаление у людей перед смертью, - это сожаление о том, что им не хватило смелости жить жизнью, правильной именно для них, а не жизнью, которую ожидали от них другие. Ее пациенты сожалели о том, что они так и не воплотили в жизнь многие свои мечты. И лишь в конце пути они осознали, что это было только последствием их выбора, который они сделали.

Составьте список своих талантов и способностей, а так же список любимых дел, в которых они выражаются. Так вы найдете свои уникальные таланты. Используйте их для служения другим. Для этого спрашивайте себя как можно чаще: "Чем я могу быть полезен (миру, людям, с которыми соприкасаюсь)? Как я могу служить?"

Смело бросайте нелюбимую работу! Не бойтесь нищеты, неудач и ошибок! Доверяйте себе и не беспокойтесь о мнении окружающих. Верьте всегда, что Бог позаботится о вас. Лучше один раз рискнуть, чем потом сожалеть о том, что вы прожили серую и бездарную жизнь, «убиваясь» при этом на нелюбимой работе в ущерб себе и своим близким.

Всегда помните, что вы уникальны, и ваша миссия – это дать максимум своей уникальности миру. Только тогда вы обретете истинное счастье. Так задумал Бог.

Откройте свою божественность, найдите свой уникальный талант, и вы сможете создать любое богатство, какое захотите.
Дипак Чопра



2. Самораскрытие и духовный рост

Перестаньте быть животным!.. Конечно, нам необходимо удовлетворять физиологические потребности, но только лишь для того, чтобы развиваться духовно. Люди в основном гоняются за материальным благополучием и озабочены, прежде всего, вещами, а не душой. Тогда, как первичный смысл и цель человеческой жизни заключаются в том, чтобы осознать, что он духовное существо и ничего материального ему, на самом деле, не нужно.

Мы не человеческие существа, получающие время от времени духовный опыт. Мы духовные существа, получающие время от времени человеческий опыт.
Дипак Чопра

Осознайте Бога внутри себя. Человек – это переходное существо от животного к духовному. И у каждого из нас есть ресурсы совершить этот переход. Чаще практикуйте состояние «Быть», когда у вас нет мыслей и вам ничего не нужно, когда вы просто ощущаете жизнь и наслаждаетесь ее полнотой. Состояние «здесь и сейчас» - это уже духовное переживание.

Среди нас есть люди, немного, но есть, которые понимают, что начинать откладывать деньги на старость надо еще в то время, пока она далеко, чтобы успела скопиться определенная сумма…Так почему бы заодно не позаботиться и о том, что важнее денег, о душе?
Юджин О’Келли, «В погоне за ускользающим светом»

И не надо самосовершенствоваться, вы уже совершенны, потому что вы духовные существа. Занимайтесь самораскрытием.

Познать себя как можно лучше, чтобы быть как можно большим для мира – это важнейшая задача человека.
Робин Шарма

Даже тогда, когда вы достигаете целей, истинный успех связан не с достижением, а с теми переменами в сознании, которые произошли, как неизбежное следствие вашего продвижения к этим целям. Дело не в реализации целей, а в том, что происходит с вами в процессе ее достижения.

3. Открытость

Как часто перед лицом смерти люди сожалеют о том, что им так и не хватило смелости выразить любовь своим родным и близким! Они сожалеют о том, что часто подавляли свои эмоции и чувства, потому что боялись реакции окружающих. Они сожалеют, что не позволили себе быть более счастливыми. Лишь в конце пути они осознавали, что быть счастливым или нет – это вопрос выбора.

Каждое мгновение мы выбираем реакцию на ту или иную ситуацию, и каждый раз по-своему интерпретирует события. Будьте бдительны! Следите за своим выбором каждое мгновение.

Что посеешь, то и пожнешь.
Народная мудрость

Что нужно сделать, чтобы стать более открытым?

  1. Дайте волю своим эмоциям и чувствам. Покатайтесь на самом крутом аттракционе и покричите в свое удовольствие; поделитесь своими чувствами с другими людьми; станьте оптимистом - радуйтесь, смейтесь, веселитесь, несмотря ни на что.
  2. Примите себя и жизнь такой, какая она есть. Позвольте себе быть таким, какой вы есть, а событиям случаться самим. Ваша задача мечтать, двигаться и наблюдать, какие чудеса преподносит вам жизнь. И если что-то складывается не так, как вы хотели, значит будет еще лучше. Просто расслабьтесь и получайте удовольствие.
Я умираю и веселюсь. И я собираюсь веселиться каждый отпущенный мне день.
Рэнди Пауш «Последняя лекция»


4. Любовь

Печально, но многие люди лишь перед лицом смерти осознают как мало было в их жизни любви, как мало они радовались и наслаждались простыми радостями жизни. Мир преподнес нам столько чудес! Но мы слишком заняты. Мы не можем оторвать взор от своих планов и насущных проблем, чтобы взглянуть на эти дары и насладиться ими.

Любовь – это питание для души. Любовь для души – это то же самое, что пища для тела. Без пищи тело слабо, без любви слаба душа.
Ошо

Самый лучший способ поднять волну любви в своем теле – это благодарность. Начните благодарить Бога за все, что он преподносит вам каждое мгновение: за эту пищу и крышу над головой; за это общение; за это ясное небо; за все, что вы видите и получаете. И когда вы поймаете себя на раздражении, сразу спрашивайте себя: "Почему я должен быть благодарен сейчас?" Ответ придет из самого сердца, и, поверьте, он вас воодушевит.

Любовь - это энергия, из которой соткан мир. Станьте миссионером любви! Дарите людям комплименты; заряжайте любовью все, к чему прикасаетесь; давайте больше, чем получаете…и двигайтесь по жизни от сердца, а не от головы. Именно оно подскажет вам самый верный путь.

Путь без сердца никогда не бывает радостным. Уже для того, чтобы на него выйти приходится тяжело работать. Напротив, путь, у которого есть сердце, всегда легкий; чтобы его полюбить, не нужно особых усилий.
Карлос Кастанеда



5. Отношения

Когда проходит жизнь и в повседневных заботах мы часто теряем из виду своих родных и друзей, в конце пути мы будем чувствовать опустошение, глубокую печаль и тоску…

Как можно чаще проводите время с теми, кого любите и цените. Они – это самое дорогое, что у вас есть. Всегда будьте открыты для общения и новых знакомств, это обогащает. Как можно чаще дарите людям свое внимание и восхищение ими, - все это вернется к вам. С радостью и бескорыстно помогайте, дарите и так же с радостью принимайте дары от других.

Блаженство тоже заразительно, как любая болезнь. Если ты помогаешь другим быть счастливыми, по большому счету ты помогаешь быть счастливым самому себе.
Ошо

PS: Недавно в сети наткнулся на интересный опрос: «О чем вы будете сожалеть перед смертью?» 70% участников ответило «Когда придет время, тогда и узнаем...».

Так о чем Вы будете сожалеть в конце своего пути?

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как назвать ребенка девочку по церковному календарю?
Чем заняться в декретном отпуске до родов
Чеснок пошел в стрелку, что делать