Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пословицы об учении. Пословицы и поговорки о разуме, учебе и знаниях Пословицы о желании учиться

Пословицы и поговорки об учении возникли с тех самых пор как человек научился мыслить и выражать свои мысли словами. Они тонко подмечают роль силы знаний в жизни каждого.

Нужно учиться, чтобы многое увидеть и сделать в жизни, осознать свои возможности, выбрать путь, который принесет успех и удовольствие от работы

Лучшее в жизни достается людям знающим, умным, имеющим образование. Тяга к знаниям и дает тот самый "свет" в жизни. Свет - значит развитие, процветание, высокое качество жизни. Человек, который находит свое место в жизни должен научиться многому, узнать разное, чтобы определиться и понять к чему он расположен.

Без знаний жизнь подобна "тьме" - значит, наполнена необразованностью, глупостью. Без ученья и стараний невозможно стать достойным и счастливым человеком.

Но учение не просто дается, нужно приложить много усилий, чтобы много знать и уметь.

Пословицы и поговорки об учении

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Учение красота, а неучение слепота.

Ученье лучше богатства

Повторение - мать учения

Ученье и труд - все перетрут.

Учение да труд к славе ведут.

Учиться всегда пригодится.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Без мученья нет ученья!

Без муки нет и науки.

Без терпенья нет ученья.

Без учебы и труда не придет на стол еда.

Без учения вперед не пойдешь. (удм)

Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.

Больше узнаешь - сильнее станешь.

Век живи - век учись.

Всякому делу обученье надобно.

Где учение, там и умение.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Для учения нет старости.

Если сам недостаточно научился, не берись учить других. (чуваш)

Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.

Корень учения горек, а плоды его сладки.

Кто в грамоте горазд, тому не пропасть.

Кто учится, тот полезное дело делает. (морд)

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Куй железо, пока горячо, - учись, пока молод. (морд)

Многое ученье трудов потребует.

Мудрено тому учить, чего сами не знаем.

Намучишься, так и научишься.

Не будешь учиться - знать ничего не будешь. (хакас)

Не выучившись сам, не берись учить других. (чуваш)

Не говори, чему учился, а говори, что узнал. (татар, алт, туркм)

Не кичись, а учись.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Не учась и лаптя не сплетешь.

Не учась, в люди не выйдешь.

Не учившись, человеком не будешь. (коми)

Небрежность в ученье - гибель в бою.

Оттого в люди пробился, что учился.

Пока талант получат, век учат.

Почитай учителя, как родителя.

Сам учиться иди и товарища за собой веди.

Свет земли - солнце, свет человека - учение. (осет)

Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

Тяжело учиться - легко жить. (морд)

Учение - источник знаний, знание - свет жизни. (казах)

Учение - путь к умению.

Учение - человеку ожерелье.

Учение в детстве, как резьба на камне.

Учение в счастье украшает, а при несчастье утешает.

Учение и труд к счастью ведут.

Учение к плохому не приведет. (морд)

Учение образует ум, а воспитание - нравы.

Учение требует призвания.

Ученику - удача, учителю - радость.

Ученого учить - лишь портить.

Ученому везде дорога.

Ученому и книги в руки.

Ученый (умный) водит, а неученый следом ходит.

Ученый везде почтеный.

Ученый идет, а неученый спотыкается.

Ученый сын старше неученого отца.

Ученье - красота, а неученье - сухота.

Ученье - красота, неученье - слепота.

Учить - ум точить.

Учиться никогда не поздно.

Человека украшает не одежда, а знание.

Друг, если Ты думаешь, что учиться - значит непрерывно «проглатывать» содержание школьного учебника, то ошибаешься. Учиться - значит получать новые знания и уметь ими пользоваться. «Век живи - век учись», - говорили наши предки, и Ты об этом всегда помни. А еще не забудь выучить несколько пословиц и поговорок об .

  • Корень ученья горек, да плод его сладок.
  • Без муки нет и науки.
  • Была бы охота, а выучиться можно.
  • Век живи - век учись.
  • Грамота не болезнь, годы не уносит.
  • Грамоте учиться - вперед пригодится.
  • Для ученья нет старости.
  • Дурака учить - решетом воду носить.

  • Его учить, что по лесу с бороной ездить.
  • За ученого двух неученых дают и то не берут.
  • Коли грамота дается, так на ней далеко уедешь.
  • Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.
  • Красна птица перьем, а человек ученьем.
  • Без терпенья нет ученья.
  • Кто до ученья охоч, тому и Бог готов помочь.
  • Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.

  • Мудрым никто не родился.
  • На берегу плавать не научишься.
  • На ошибках учатся.
  • Намучится – научится.
  • Наука – верней золотой поруки.
  • Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.
  • Наука даром не дается – наука трудом берется.
  • Не учись до старости, а учись до смерти.
  • Неграмотный, что слепой.
  • Недоученный хуже неученого.

  • От умного научишься, от глупого разучишься.
  • Ученье – свет, а неученье - тьма.
  • Ученье в счастье украшает, а в несчастье – утешает.
  • Ученье да труд к славе ведут.
  • Учись доброму – так худое на ум не пойдет.
  • Учиться всегда пригодится.
  • Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду.

Пословицы и поговорки о знаниях

Люди ценили знания во все времена. Еще в Древней Греции принято было считать, что успешный человек - это тот, который имеет хорошие физические данные, - красивый, сильный и ловкий. Однако наряду с этим, греки ценили также ум и любознательность. Поэтому неудивительно, что одним из их любимых развлечений было разгадывание .
«Мир освещается солнцем, а человек знанием», - говорят в народе, о чем и следующая подборка пословиц и поговорок о знаниях.

  • Больше узнаешь - сильнее станешь.
  • Всякое полузнанье хуже всякого незнанья.
  • Где нет знаний, там нет и смелости.
  • Догадка хороша, а знание лучше.
  • Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знания нажил.
  • Знаешь счет, так и сам сочтешь.
  • Знай больше, а говори меньше.
  • Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.
  • Знание да наука на вороту не виснет.
  • Знание и мудрость украшают человека.
  • Знание лучше богатства.

  • Золото добывают из земли, а знания - из книги.
  • Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
  • Кто знает дорогу, тот не спотыкается.
  • Кто много знает, с того много и спрашивается.
  • Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
  • Легко забыть то, чего не знаешь.
  • Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
  • Не говори, чему учился, а говори, что узнал.
  • Не гордись званием, а гордись знанием.
  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  • Человек без знаний - все равно, что гриб: хотя на взгляд и крепкий, а за землю плохо держится.

Пословицы и поговорки про ум и разум

Разум украшает человека. Вот почему в пословицах и поговорках постоянно говорится о том, что с ним не сравнится ни красота, ни сила. А как ценили люди ум и разум - узнавай со следующей подборки.

  • Живи с разумом, так и лекарей не надо.
  • С умным браниться – ума набраться, с дураком мириться – свой растерять.
  • С умом задумано, да без ума сделано.
  • Свой ум - царь в голове.
  • Ум за морем не купишь, коли его дома нет.
  • Ума палата, да денег ни гроша.
  • Умный любит учиться, а дурак учить.
  • Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

  • Умный сам по себе, а дураку Бог на помощь.
  • Уму до конца жизни учатся.
  • Учить - ум точить.
  • Чужим умом жизнь не познаешь и умнее не станешь.
  • Чужим умом жить - добра не нажить.
  • Чужой ум - не попутчик.
  • Ум хорошо, а два лучше.
  • Ум да разум надоумят сразу.

  • В умной беседе - ума набираться, а в глупой - свой растерять.
  • Где ума не хватит, спроси у разума.
  • Голова без ума, что фонарь без свечи.
  • Живи всяк своим умом!
  • Сильный телом победит одного, сильный умом - тысячи.
  • С людьми советуйся, а своего ума не теряй.
  • С хитростью - до обеда, а с умом - целый день.
  • Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.

  • Борода длинна, да ум короток.
  • Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.
  • Пора на ум наводить.
  • На ум взбрело.
  • Дураки ссорятся, умные договариваются.
  • Задним умом дела не поправишь.
  • Красота приглядится, а ум всегда пригодится.
  • Кто с умом спешит, тот всегда и во всём поспевает.

  • При разумном деле и голову уважают.
  • Птица хороша пером, а человек - умом.
  • Была пора, так не было ума; а пора ушла, и ум пришел.
  • Разок надоумить можно, а на век ума не дашь.
  • Своим умом живи, а добрым советом не пренебрегай.
  • Счастье тому бывает, кто в труде да ученье ума набирает.
  • Умный всегда в почете.
  • Насилу-то за ум взялся.

  • Умному и намека достаточно.
  • Чужим умом век не прожить.
  • Седина в бороду - ум в голову.
  • Книга - книгой, а своим умом двигай.
  • На то человек на свет родится, чтоб жить своим умом.
  • На час ума не станет, а на век дураком прослывешь.
  • Каков разум, таковы и речи.

    Задание 1

    Укажите два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую .

    1. Про­гул­ка или раз­го­вор с дру­гом были оди­на­ко­во при­ят­ны для меня.
    2. Су­мрак скрыл очер­та­ния лица и фи­гу­ры Ольги и на­бро­сил на неё как будто по­кры­ва­ло.
    3. На земле жи­лось не­лег­ко и по­это­му я очень по­лю­бил без­дон­ное небо.
    4. Уче­нье да труд всё пе­ре­трут.
    5. В кол­ле­дже он с увле­че­ни­ем за­ни­мал­ся как гу­ма­ни­тар­ны­ми так и есте­ствен­но-ма­те­ма­ти­че­ски­ми дис­ци­пли­на­ми.

    Пояснение

    Первое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа с однородными подлежащими: (что?) прогулка , (что?) разговор были приятны ИЛИ . Значит, запятую в этом предложении не ставим: Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.

    Второе предложение тоже простое, потому что в нём одна основа с однородными сказуемыми: сумрак (что сделал?) скрыл , (что сделал? ) набросил . Сказуемые соединены одиночным союзом И . Запятую перед ним не ставим. И есть однородные дополнения: очертания (чего?) лица , (чего?) фигуры , которые тоже соединены одиночным союзом И , перед которым запятую не ставим. Значит, в этом предложении запятых нет: Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.

    Третье предложение сложное, потому что в нём две грамматические основы: первая – жилось (состоит из одного сказуемого), вторая – я полюбил . Части сложносочинённого предложения соединены союзом И . У них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова, нет общей придаточной части. Значит, в сложносочинённом предложении перед союзом И ставим запятую: На земле жилось нелегко, и поэтому я очень полюбил бездонное небо.

    Четвёртое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа с однородными подлежащими: (что?) ученье , (что?) труд перетрут . Подлежащие соединены одиночным союзом ДА в значении И Ученье да труд всё перетрут.

    Пятое предложение простое, потому что в нём одна основа: он занимался дисциплинами (какими?) гуманитарными , (какими?) естественно-математическими КАК , ТАК И . Перед второй частью союза ставим запятую: В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными, так и естественно-математическими дисциплинами.

    Следовательно, правильный ответ – предложения 3 и 5 .

    Пояснение

    При выполнении этого задания в первую очередь определите грамматические основы в предложении: одна основа – простое предложение, две и более – сложное. Затем определите, есть ли в предложении однородные члены, связаны ли они союзной или бессоюзной связью, и в зависимости от этого применяйте подходящее правило.

    Рассмотрим каждое предложение.

    Первое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа, но с однородными подлежащими и однородными сказуемыми: (кто?) дети , (кто?) взрослые (что делали?) собирались , (что делали?) читали . Однородные подлежащие соединены одиночным союзом И , перед которым запятую не ставим. И однородные сказуемые соединены одиночным союзом И , перед которым запятую не ставим. Значит, в этом предложении нет запятых: По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.

    Второе предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа: интонация лежит . В предложении есть однородные члены – дополнения: на грани (чего?) словесного , (чего?) несловесного , (чего?) сказанного , (чего?) несказанного . Они сгруппированы попарно, и в каждой паре слова соединены одиночным союзом И , перед которым запятая не ставится. А вот между собой эти пары соединены бессоюзной связью, значит, между ними надо поставить запятую (перед второй парой слов): Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного, сказанного и несказанного.

    Третье предложение сложное: в нём две грамматические основы – безмолвие царило и солнце погружалось . Части предложения соединены союзом И , у них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова, нет общей придаточной части. Значит, перед союзом И в сложносочинённом предложении ставим запятую: Царило безмолвие, и солнце погружалось в пепел туч.

    Четвёртое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа: Иван был сонливый ленивый . Прилагательные сонливый , ленивый входят в составное именное сказуемое, соединены одиночным союзом ДА в значении И , перед ним запятая не ставится: Иван был почти всегда сонливый да ленивый.

    Пятое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа, состоящая только из сказуемого: хотелось застать . Есть однородные члены предложения – обстоятельства: хотелось застать (где?) на полянке , (где?) на берегу . Они соединены одиночным союзом ИЛИ , перед которым запятая не ставится: Мне хотелось застать медведя гдени­будь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.

    Следовательно, правильный ответ – предложения 2 и 3 .

    Задание 3

    1. Не­ко­то­рые ак­ва­рель­ные про­из­ве­де­ния от­но­сят­ся как к жи­во­пи­си так и к гра­фи­ке.
    2. Океан слов­но замер и ро­ко­чет тихо и вкрад­чи­во.
    3. От­ве­ты вы мо­же­те дать или в уст­ной или пись­мен­ной форме.
    4. Арбуз и спел и са­ха­рист и очень вку­сен.
    5. Со сто­ро­ны улицы у шта­кет­ни­ка стоял пыш­ный баг­ря­ный клён и ронял свои ли­стья в ма­лень­кий садик.

    Пояснение

    При выполнении этого задания в первую очередь определите грамматические основы в предложении: одна основа – простое предложение, две и более – сложное. Затем определите, есть ли в предложении однородные члены, связаны ли они союзной или бессоюзной связью, и в зависимости от этого применяйте подходящее правило.

    Рассмотрим каждое предложение.

    Первое предложение простое, потому что у него одна грамматическая основа: (что?) произведения (что делают?) относятся относятся (к чему?) к живописи , (к чему?) к графике . Они соединены двойным союзом КАК , ТАК И . Перед второй частью этого союза ставим запятую: Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи, так и к графике.

    Второе предложение простое, потому что одна грамматическая основа, но с однородными сказуемыми: океан словно замер, рокочет И , перед которым запятая не ставится. Есть ещё однородные члены – обстоятельства: рокочет (как?) тихо , (как?) вкрадчиво И , перед которым запятая не ставится: Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.

    Третье предложение простое – в нём одна грамматическая основа: (кто?) вы (что делаете?) можете дать . Есть однородные члены предложения – определения: в форме (какой?) устной , (какой?) письменной ИЛИ…ИЛИ , значит, перед вторым союзом ставим запятую: Ответы вы можете дать или в устной, или письменной форме.

    Четвёртое предложение простое, в нём одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: (что?) арбуз (каков?) спел , (каков?) сахарист , (каков?) вкусен . (Краткие прилагательные выступают в роли сказуемых.) Все три однородных сказуемых соединены повторяющимися союзами И…И , перед вторым и третьим союзами ставим запятые: Арбуз и спел, и сахарист, и очень вкусен.

    Пятое предложение простое, в нём одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: (что?) клён (что делал?) стоял , (что делал?) ронял И , перед которым запятую не ставим. Обратите внимание на определения к слову клён : пышный и багряный . Они не являются однородными, так как характеризуют предмет по разным признакам: форма – пышный , цвет – багряный . Значит, запятую не ставим: Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён и ронял свои листья в маленький садик.

    Следовательно, правильный ответ – предложения 1 и 3 .

    Задание 4

    Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

    1. Жизнь для рав­но­душ­но­го че­ло­ве­ка быст­ро те­ря­ет крас­ки и он остаётся один со своим бла­го­по­лу­чи­ем.
    2. Почти каж­дый из фран­цуз­ских скуль­пто­ров ра­бо­тал од­но­вре­мен­но в ис­то­ри­ко-ми­фо­ло­ги­че­ском и в порт­рет­ном и в пей­заж­ном жан­рах.
    3. Грин мог по­дроб­но опи­сать как изгиб реки так и рас­по­ло­же­ние домов как ве­ко­вые леса так и уют­ные при­мор­ские го­ро­да.
    4. Лес шумел то уба­ю­ки­ва­ю­ще и пе­ву­че то по­ры­ви­сто и тре­вож­но.
    5. Че­ло­ве­че­ское мыш­ле­ние фор­ми­ру­ет­ся с по­мо­щью языка и ока­зы­ва­ет­ся с ним проч­но свя­зан­ным.

    Пояснение

    При выполнении этого задания в первую очередь определите грамматические основы в предложении: одна основа – простое предложение, две и более – сложное. Затем определите, есть ли в предложении однородные члены, связаны ли они союзной или бессоюзной связью, и в зависимости от этого применяйте подходящее правило.

    Рассмотрим каждое предложение.

    Первое предложение сложное, потому что в нём две грамматические основы: (что?) жизнь (что делает?) теряет и (кто?) он (что делает?) остаётся . Части сложного предложения соединены одиночным союзом И , у них нет об­ще­го вто­ро­сте­пен­но­го члена пред­ло­же­ния или ввод­но­го слова и нет общей при­да­точ­ной части. Значит, в сложносочинённом предложении перед союзом ставим запятую: Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски, и он остаётся один со своим благополучием.

    каждый из скульпторов (что делал?) работал . Есть однородные определения к слову жанрах: (каком?) историко-мифологическом , (каком?) портретном , (каком?) пейзажном . Они соединены повторяющимися союзами И…И , но однородный ряд начат перед первым союзом, поэтому запятые ставим перед ним и следующим: Почти каж­дый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом, и в портретном, и в пейзажном жанрах.

    Третье предложение простое – одна грамматическая основа: (кто?) Грин (что делал?) мог описать . В предложении есть однородные члены – дополнения: мог описать (что?) изгиб , (что?) расположение , (что?) леса , (что?) города . Эти дополнения сгруппированы в две пары. В первой паре слова соединены двойным союзом КАК , ТАК И (как изгиб, так и расположение ), перед второй частью союза ставим запятую. Во второй паре слова тоже соединены двойным союзом КАК , ТАК И (как леса, так и города ), тоже ставим запятую. Между собой эти пары однородных дополнений связаны бессоюзной связью, значит, между ними ставим запятую. В этом предложении три запятые: Грин мог подробно описать как изгиб реки, так и расположение домов, как вековые леса, так и уютные приморские города.

    Четвёртое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа: (что?) лес (что делал?) шумел . Есть однородные члены предложения – обстоятельства: шумел (как?) убаюкивающе , (как?) певуче , (как?) порывисто , (как?) тревожно . Эти обстоятельства сгруппированы в две пары. В первой паре слова соединены одиночным союзом И (убаюкивающее и певуче ), перед которым запятую не ставим. Во второй паре – тоже одиночный союз И (порывисто и тревожно ), запятую не ставим. Между собой эти пары соединены повторяющимися союзами ТО…ТО , перед вторым союзом ставим запятую: Лес шумел то убаюкивающе и певуче, то порывисто и тревожно.

    Пятое предложение простое – в нём одна грамматическая основа, но с однородными сказуемыми: (что?) мышление (что делает?) формируется , (что делает?) оказывается связанным . Сказуемые связаны одиночным союзом И Человеческое мышление формируется с помощью языка и оказывается с ним прочно связанным.

    Следовательно, правильный ответ – предложения 1 и 4 .

    Задание 5

    Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

    1. Яркая мол­ния передёрнула небо и я уви­дел над окном дым­ный об­лач­ный вал.
    2. Иде­аль­ный дво­ря­нин дол­жен был по­хо­дить на героя ры­цар­ских ро­ма­нов и на пер­со­на­жа ан­тич­ной ис­то­рии и на хри­сти­ан­ско­го про­по­вед­ни­ка.
    3. Пре­по­да­ва­тель ри­со­ва­ния об­ра­тил вни­ма­ние на спо­соб­но­сти и склон­но­сти маль­чи­ка и убе­дил ро­ди­те­лей от­дать ребёнка в учи­ли­ще жи­во­пи­си.
    4. Дач­ни­ки ле­ни­во гу­ля­ют под зон­ти­ка­ми или сидят в тени де­ре­вьев.
    5. Ан­тич­ность в Гре­ции пред­ста­ла перед В.А. Се­ро­вым в её чи­стом виде и ху­дож­ник вос­при­нял эту стра­ну как ре­а­ли­зо­ван­ную мечту о боль­шом ис­кус­стве. . Части сложного предложения соединены союзом И . У них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова, нет общей придаточной части, значит, в сложносочинённом предложении ставим запятую перед союзом: Яркая молния передёрнула небо, и я увидел над окном дымный облачный вал.

      Второе предложение простое – в нём одна грамматическая основа: (кто?) дворянин (что делал?) должен был походить . Есть однородные члены предложения – дополнения: должен был походить (на кого?) на героя , (на кого?) на персонажа , (на кого?) на проповедника . Дополнения соединены повторяющимися союзами И…И , но однородный ряд начинается перед первым союзом, поэтому ставим запятые перед ним и перед следующим: Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов, и на персонажа античной истории, и на христианского проповедника.

      Третье предложение простое – в нём одна грамматическая основа, но с однородными сказуемыми: (кто?) преподаватель (что сделал?) обратил внимание , (что сделал?) убедил отдать . Сказуемые соединены одиночным союзом И , перед которым запятую не ставим. Ещё есть однородные дополнения: обратил внимание (на что?) на способности , (на что?) склонности . Они тоже соединены одиночным союзом И , перед которым запятую не ставим: Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.

      Четвёртое предложение простое – одна грамматическая основа, но с однородными сказуемыми: (кто?) дачники (что делают?) гуляют , (что делают?) сидят . Сказуемые соединены одиночным союзом ИЛИ , перед которым не ставим запятую: Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.

      Пятое предложение сложное, в нём две основы: (что?) античность (что сделала?) предстала и (кто?) художник (что сделал?) воспринял . Части сложного предложения соединены союзом И . У них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова, нет общей придаточной части. Значит, в сложносочинённом предложении ставим перед союзом запятую: Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде, и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.

      Следовательно, правильный ответ – предложения 1 и 5 .

Для развития мышления необходимо учиться. Для этого существует школа. В течение тысячелетий люди учились преподавать и учиться. Еще сто лет назад считалось, что искусством письма способен овладеть не каждый. Теперь овладение чтением и письмом происходит как бы само собой. Тебе наверняка не раз приходилось дома слышать: "Нынче в школе проходят такие трудные вещи! Все так усложнилось!"
В самом деле, теперь уже в восьмилетней школе изучают то, о чем твои родители в школьные годы и не слышали. И неудивительно, если через несколько лет в пятом или шестом классе будут изучать такую математику, над которой сейчас приходится ломать голову студентам. Уровень преподавания возрос. Сейчас даже известно, как обучить детей чтению еще до того, как они научатся говорить. Но без преподавателей тебе вряд ли удастся многому научиться. Поэтому нужно ходить в школу.

И если какую-нибудь другую работу за тебя может сделать мама, то учиться за тебя никто не станет. Иначе, какая же польза от такого учения? Радуйся, что у тебя есть возможность ходить в школу. Почти половина детей в мире такой возможности не имеет. Эти дети не могут прочитать ни одной интересной книжки. Для них не пишут и таких книжек, как та, которую ты сейчас читаешь. Им было бы просто нечего с ней делать.

Взрослые часто называют учебу работой и они правы. Посещение школы - это работа. Трудная, но посильная. И как во всякой работе, в ней участвуют все органы: сердце, легкие, печень, мышцы, органы чувств (глаза, уши). Но учеба прежде всего - это деятельность мозга.

Сегодня всем кажется естественным, что сознание, мышление, память, воля и чувства являются проявлением деятельности головного мозга. Но к пониманию этого человечество пришло спустя несколько тысячелетий.

Четыре тысячи лет назад древние ассирийцы считали, что разум и чувства расположены в печени и в сердце. Еще и сегодня мы пользуемся выражением, в которых чувства и сердце соотнесены. Например, если речь идет о любви. По мнению же древних индусов, центром жизни являлся пуп, откуда якобы берут начало все нервы. Даже в древней Греции, где медицина достигла по тем временам высокого уровня, первоначально связывали мышление с диафрагмой, которая находится между брюшной полостью и грудной клеткой и участвует в процессе дыхания. И лишь в последние двести-триста лет путем многочисленных опытов и наблюдений пришли к выводу, что именно мозг регулирует деятельность человеческого организма.

Человеческий мозг - самый сложный из всех органов. Не имея мозга, мы не могли бы двигаться, видеть, слышать, говорить и мыслить. Мозг управляет всей деятельностью человека. Отсюда его крайне сложное строение и еще более сложные функции. Ученым и конструкторам удалось создать некоторые аппараты, которые могут временно заменять человеческие органы, например, искусственную почку или аппарат искусственного кровообращения. Создать же аппарат, способный заменить мозг, еще не удалось.

Даже самая умная из всех современных машин ЭВМ, т. е. электронно-вычислительная машина, по сравнению с человеческим мозгом очень примитивна. Внешняя часть мозга, которую называют корой головного мозга, состоит почти из пятнадцати миллиардов (15 000 000 000) нервных клеток. В коре твоего головного мозга нервных клеток почти в пять раз больше, чем людей на всем земном шаре. Кроме того, в мозгу имеется еще 140 миллиардов клеток соединительной ткани, которые образуют как бы складское помещение для нервных клеток. Посредством их нервные клетки получают пищу и все необходимое. Нервные клетки имеют отростки, при помощи которых они соединяются между собой. По этим отросткам доставляются в мозг сигналы и по ним же отдаются распоряжения всем органам и тканям. Если составить все нервные клетки человека в одну нить, то она протянулась бы от Земли до Луны..

Все миллиарды нервных клеток находятся в постоянной работе. В наши дни человек проникает в тайны атома и просторы космоса, делает плодоносными пустыни, побеждает страшные болезни и все это - результат деятельности органа мышления мозга.

Учитель: "Не представляю, как это один человек способен допустить в письменной работе такое количество ошибок?!"
Райво: "Вовсе не один, а двое. Мне помогал папа!"
"Почему ты до сих пор не исправил свои двойки?"
"Я старался, но мне это не удалось".
"Значит, плохо старался".
"Наоборот, даже слишком: протер в дневнике дырку!"
Учитель: "Надеюсь, я больше никогда не увижу, что ты списываешь!"
Саша: "Я тоже надеюсь".

Учитель математики: "Итак, мы пришли к выводу, что "X" равен нулю".

Малле: "Ох! Сколько мук, и все бестолку!"
Учительница: "С какой целью проводились экспедиции в Антарктиду?"
Аня, вздыхая: "Чтобы усложнить урок географии!"
Учительница обращается к ученикам: "Что напоминает по своей форме Италия?"
Лина поднимает руку и сообщает: "Резиновый сапог ".
"Почему же резиновый?" - спрашивает учительница. "Потому что Италия со всех сторон окружена водой!"
Учительница объясняет, что такое подлежащее и сказуемое. В это время Петя на последней парте мирно беседует.
"Скажи-ка нам, Петя, где находится подлежащее?" -спрашивает учительница.

Петя быстро вскакивает и выворачивает карманы: "У меня его нет!"

Задания A23 по русскому языку

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.

3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.

2) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.

3) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.

4) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.

2) Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.

3) Ученье да труд всё перетрут.

4) В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественноматематическими дисциплинами.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи так и к графике.

2) Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.

3) Ответы вы можете дать в устной или письменной форме.

4) Арбуз и спел и сахарист и очень вкусен.

6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Из листового металла делают и корпуса машин и приборы и посуду.

2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Немецкий художник Дюрер много путешествовал по Италии и Нидерландам и был хорошо знаком с искусством этих стран.

2) Художник сумел передать внешность этого человека и характер и настроение.

3) Солнце - мощный источник как света и тепла так и других излучений.

4) Часть населения или пешком или на телегах или на машинах двинулась из города.

8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.

2) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.

3) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.

4) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.

9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Рыцари должны были уметь воевать и защищать себя и короля.

2) Крестьяне расплачивались за аренду земель деньгами или продуктами.

3) В дни праздников на городской площади устраивались как спортивные парады так и театрализованные представления.

4) Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.

10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.

2) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.

3) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.

4) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.

11. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вечером они или гуляют вдоль берега реки или ведут неспешные разговоры в беседке на вершине холма или идут на спектакль в местный драматический театр.

2) Я видел только верхушки деревьев да извилистый край берега.

3) Иней лежал на крышах домов и на листве деревьев и еще долго блестел на солнце.

4) Писательский талант равно проявляет себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.

12. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.

2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.

3) Со вниманием и любовью написаны художником и сам дом и обстановка в нём и одежда персонажей.

4) С особенной энергией и увлечённостью действовал Стасов в качестве художественного и музыкального критика.

13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) По поведению некоторых животных люди могут определять приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.

2) В солнечный день сквозь прозрачную воду тёплых тропических морей хорошо видны заросли одиночных и колониальных коралловых полипов.

3) Легкокрылыми стрекозами можно любоваться около озёр или прудов.

4) На портрете художники стремятся не только верно запечатлеть внешний облик человека но и передать его внутренний мир.

14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Множество забавных и грустных привычных и неожиданных сцен отпечатывалось в цепкой памяти мальчика.

2) На песчаных отмелях реки или озера при желании можно найти двустворчатые раковины моллюсков.

3) Во время Крымской кампании Л. Н. Толстой видел героизм народа и неисчислимые беды и несчастья войны.

4) Яркостью и многоцветием актинии затмевают красоту тропических растений и порхающих над ними разноцветных птиц и бабочек.

15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря.

2) Все эти звуки были странно красивы и грустны и казались началом чудесной сказки.

3) Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева.

4) В движениях Анны не чувствовалось волнения или страха.

16. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.

2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.

3) Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры.

4) У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.

17. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.

2) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.

3) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.

4) Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.

18. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.

2) Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно.

3) Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.

4) Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности.

19. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.

2) Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.

3) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.

4) Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.

20. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

2) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

3) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.

4) В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как и когда можно вводить в прикорм ячневую кашу
Рецепты при грудном вскармливании
Можно ли курицу кормящей маме